Как новому поколению рассказать о войне?

За 75 лет после окончания Великой Отечественной войны выросло не одно новое поколение. Не осталось почти участников войны, которые одержали победу и спасли мир от фашизма. Как сохранить свет благодарной памяти у нового поколения своим предкам, тем, кто бился с врагом на фронте, трудился в тылу, страдал в фашистских концлагерях? Как смогли выстоять и победить? И как нынешнее поколение поступит в подобных условиях? Как рассказать нашим детям, внукам и правнукам о том, что пришлось пережить их родным? Какие средства выразительности моментально воспринимает новое поколение? Какой формат подачи информации сразу находит отклик в душе молодого человека?

   
   

На эти и другие вопросы сегодня отвечали авторитетные эксперты в формате онлайн-конференции на тему:

«Великая Отечественная война. Смена поколений, смена технологий: как сохранить память о главной Победе народа?»

Участвовали:

  • Дегтярёв Михаил Владимирович, председатель Комитета Госдумы РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи;
  • Конева Наталия Ивановна, член Фонда памяти полководцев Победы, дочь маршала СССР Ивана Конева;
  • Марков Сергей Александрович, политолог;
  • Сонина Светлана Игоревна, заместитель генерального директора Института развития интернета (ИРИ);
  • Новиков Руслан Юрьевич, генеральный директор «АиФ», доцент факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова;
  • Гуров Григорий Александрович, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи;
  • Веденеев Максим Юрьевич, представитель Музея Победы, руководитель проекта «Лица Победы»;
  • Шваркунова Елизавета, студентка 4-го курса факультета коммуникативного менеджмента РГСУ.

Модератор — Наталия Андрущенко, политический обозреватель.

В чат сыпались вопросы от аккредитовавшихся журналистов разных изданий. Надо отметить, что кроме московских коллег на мероприятии присутствовали представители СМИ из многих регионов России — такую уникальную возможность даёт онлайн-формат.

Спрашивали:

  • Какой смысл вкладывает молодёжь сегодня в понятия защиты Отчизны, защиты семьи и что значит — положить жизнь на алтарь Победы?
  • Как Европа благодарит своих освободителей сегодня и при чём здесь интернет?
  • Какова дальнейшая судьба памятника великого маршала Конева? Есть ли подвижки в деле? 
  • О каких уроках истории не рассказали мальчику Коле из Уренгоя его учителя и родители?
  • Как преподавать историю Великой Отечественной войны в школе и вузе? 
  • Мультимедийные лонгриды и подкасты — как с помощью новых жанров журналистики рассказать о войне?
  • Контент документальных аниме рассчитан на 6+ или 12+?
  • Новые форматы — для нового поколения. Как создать контент для молодёжи в Сети? Что будут смотреть и читать?

Руслан Новиков:

— Для нынешних детей Великая Отечественная война — это событие, которое где-то далеко, в учебниках, в художественных фильмах. Для них наши деды, которые прошли войну и подарили нам победу, — почти былинные герои. Великая Отечественная война для них практически такое же событие, как и Первая мировая. Поэтому полностью должно измениться наше восприятие, абсолютно по-другому должна строиться работа с этим поколением. 

   
   

Знаете, мне кажется, что все довольно просто. Искренность в источнике в первую очередь, и профессионализм в исполнении. Для любого продукта, который мы хотим показать нашим детям, это будет самое главное. Дети слишком хорошо чувствуют ложь, неправду. Искренность и профессионализм в реализации — вот два секрета. 

Пять лет назад «АиФ» создал проект «Детская книга войны». Эта книга была переведена на английский язык, попала в библиотеки всех школ. Потом мы её озвучили, появилась аудиоверсия. Дневники детей, переживших войну, — документальные свидетельства истории. Где можно найти более искренний источник, чем воспоминания детей?! Он самый настоящий и правильный. Эта книга живёт с нами пять лет. В этом году она вышла в формате подкастов. А вчера увидели свет два мультфильма — документальные аниме. Надо отметить, что за небольшой промежуток экранной жизни эти мультфильмы, созданные вместе с компанией ИРИ, получили оглушительное количество просмотров в соцсетях — совокупно более 2 миллионов. 

Я думаю, нет никаких тайн в работе с молодёжью. Они такие же, какими были мы 20, 30, 40 лет назад. Просто у нас были бабушки и дедушки, а теперь мы должны те знания, которые получили от них, сберечь и донести до нового поколения.

Светлана Сонина:

— Мы были очень рады поддержать проект «АиФ», потому что книга, на которой он основан, прекрасна! В этом году у нас была важная задача: содействовать хорошим современным проектам о Великой Отечественной войне. Мы стараемся ориентироваться на форматы, которые вызовут отклик у молодой аудитории. У нас есть ещё несколько проектов, а два формата — с новаторским подходом. 

Во-первых, проект «Пережить, чтобы помнить». По сути, это реалити. Современные молодые люди отобраны с помощью открытого кастинга по всей стране. Их задача — повторить подвиги, которые совершали их ровесники во время Великой Отечественной войны. В этом году идёт уже второй сезон этого проекта. Как вы думаете, если ты попробуешь повторить поступки твоих прадедушек, необыкновенно сложные, тяжелые — и морально, и физически, — ты что-то почувствуешь или нет? Например, молодой человек должен плыть в холодной реке, не уронив оружия, так как обязан донести его до другого берега. Или задача для 17- летнего парня: проехать по пересечённой местности на мотоцикле, чтобы доставить важное донесение, от которого зависит жизнь нескольких его товарищей. В этот момент, конечно, наши герои не могу перенестись во времени. Но они чувствуют сопричастность. И эта сопричастность — то, через что мы должны разговаривать с молодёжью. 

Существует подростковый цинизм, есть отрицание, есть инфошум — это данность. Чтобы через всё это пробиться, мы должны попробовать провести параллель. Показать через проекты, которые делают коллеги из «АиФ», что чувствовали их ровесники — такие же, как они. Что было бы с ними, как бы они себя повели и что бы они смогли сделать в такой же ситуации? Это очень важно. 

Еще один проект — короткометражный фильм, игровое кино. Сюжет такой: геймеры сражаются в игрушку о Великой Отечественной войне. В одной из финальных баталий они всей командой внезапно проваливаются в эту битву и оказываются на настоящем поле сражения. Интертеймент вдруг неожиданно затягивает зрителя именно туда, куда мы хотим его привлечь. Считаю, что через такие проекты мы можем достучаться до молодой аудитории. 

Молодёжь не меняется, но меняется контент и инфополе. Развитие социальных сетей и развитие интернета привели к безумному инфошуму, в котором находимся мы все. И один из путей «продраться» через инфошум — это те форматы, которые потребляет новое поколение: Instagram, Facebook, TikTok.

Михаил Дегтярев:

— Те проекты, которые «Аргументы и Факты» подняли на щит, я считаю одними из самых актуальных. Подрастающее поколение должно знать о том, какой ценой далась победа в Великой Отечественной войне нашей стране и нашему народу. Со своей стороны хочу сказать, что мы тоже кое-что делаем. Например, мы являемся кураторами теста по истории Отечества, проводим его ежегодно совместно с Молодёжным парламентом. Проект уже собирает до миллиона участников. Подрастающее поколение вместе с нами (подаем пример) — отвечает на вопросы о победе в Великой Отечественной войне, о годах войны и нашей героической истории. 

Я как отец четырёх сыновей могу с уверенностью утверждать, что система образования сегодня справляется с тем, чтобы историческую память донести до детей. Дети приходят из обычной средней московской школы и обычного городского детского садика и рассказывают мне об истории, связанной с Великой Отечественной войной, с Победой, об этом пишут сочинения, рисуют. Всё говорит о том, что эта тема в министерствах просвещения и образования поддерживается — система работает. Мне приходится только дополнять личными историями прадедов. Уже на примерах семейной хроники показывать, как было тяжело, сколько было погибших родственников, какие ранения получили прадедушки. Но, конечно, история постепенно покрывается флёром и уходит в века. 

Наша задача  через новые информационные технологии и социальные сети эту историю оставить в памяти и никому не дать переписать, это самое главное. 

Я же здесь хочу привести другой пример. Мы победили и в Отечественной войне 1812 г. с Наполеоном. И гнали его через всю Европу, и взяли Париж в 1814 г. К сожалению, дат победы в той войне и заграничных походов русской армии у нас до сих пор нет в Законе о памятных дат. Я, будучи молодым романтиком и политиком в 6-м созыве Государственной Думы, дважды вносил законопроект об увековечении победы в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах, т. е. взятии Парижа. К сожалению, поддержки не нашёл нигде. Очень хорошо видно на этом примере, как через 200 лет мы забываем о героическом прошлом. К сожалению, в царское время решили этот день хронологии убрать в угоду сиюминутным союзническим отношениям с французами. Национальный интерес, забота о нашей славной истории должны всегда быть над сиюминутными политическими и геополитическими интересами.

Наталия Конева:

— Я работаю с нашей молодёжью более 40 лет. Имея такой стаж за плечами, могу сказать, что у меня огромный педагогический опыт. Как ни странно, история с памятником моему отцу оказалась привязана к тем современным формам работы с молодёжью, которые мы сейчас обсуждаем. Последняя история прилетела ко мне из Праги буквально на днях. Там организовали некий молодёжный фестиваль, который называется KonevMan. Что это такое? «Поставим и раскрасим памятник Коневу в разных уголках Праги». Это небольшие фигурки Конева, которые раскрашены, как герои комиксов и боевиков, в виде спайдермена. Люди здорово это запоминают. Это бы ладно, но было и то, что не вызывает веселья — Конев в костюме Гитлера и с усиками. 

Как известно, в Европе сейчас обсуждают, что фашизм и коммунизм принесли все беды во Второй мировой войне, и объединяют эти два понятия. 

Я приветствую и поздравляю коллег («АиФ» и ИРИ — ред.) с теми проектами, роликами и клипами, которые действительно тронут сердце каждого человека вне зависимости от возраста. Прежде всего, что очень дорого нам, это воспитание прекрасных человеческих качеств. Дети читают трагические страницы, что может в ответ возникнуть? Сердобольность, душевность, тепло, сожаление, слеза, которую не грех и уронить, когда мы узнаем, что вся семья погибла в блокаду. Вот эти человеческие качества мы воспитываем новыми формами — прекрасно! Молодёжь постарше тоже находит в себе эти качества. И ребята, которые находятся на полях войны сегодня в той же Сирии, в районе боевых действий, они повторяют то, что делало когда-то старшее поколение — всё то, что было подвигом во время Великой Отечественной войны. Меня иногда очень тревожит масштаб события. Героическая индивидуальная история из разного рода роликов. Познавательный аспект  он более широкий. Когда был жив мой отец, у него была любимая фраза: «Мы победили сильнейшую армию мира, и надо это понимать». Важно это глубоко понимать, тогда, может быть, не пойдёшь шашлык жарить на Вечном огне. Ведь Вечный огонь — это такая метафизика всего народа! Вот где тот самый момент познания так важен! Мы должны знать историю. Может быть потрясающая форма — а что за ней?

Сергей Марков:

— Зачем нужны новые форматы? Почему 75 лет прошло, а у вас все больше и больше внимания к Победе, спрашивают у меня западные журналисты? Может быть, за этим кроется какая-то политтехнология? 

С одной стороны, это прошло практически через все наши семьи. Это должны родители объяснять детям, рассказывать семейные истории о том, как прадеды воевали и побеждали. 

На самом деле такое внимание к нашей Победе потому, что мы сейчас пытаемся решить актуальные проблемы, которые перед нами стоят. Запад атакует нас всей своей мощью. И мы ищем силы в нас сегодняшних и в подвигах наших предков, которые одержали победу в Великой Отечественной войне. 

Второе. Ведётся политика максимальной демонизации и очернения России, нас рисуют исчадиями ада. Мы чувствуем, что огромная угроза идёт к нам. И мы хотим защититься.

Тогда мы спасли Европу от чудовищного зла. Мы ценой огромных жертв спасли всю человеческую цивилизацию. Вообще-то на нас тогда напали, потому мы и обращаемся сейчас к великой Победе, чтобы опять победить. 

Запад напал и сейчас, а мы, между прочим, их потенциальная жертва. Они душат санкциями, чтобы люди вышли на площади, кто-то был убит, а другие бегали бы с портретами по майданам. Свергнуть российскую власть в их политических интересах. 

Они тоже приходят к нам с новыми технологиями. Имейте в виду, что сейчас у нас окопы в соцсетях. Из нас хотят сделать бездумное орудие чужих геополитических антироссийских проектов. И нужно прямо говорить об этом: Facebook, YouTube и Instagram в руках американских админов, которые тесно связаны со спецслужбами и участвуют в подготовке государственных переворотов. 

Необходимо обращаться к опыту поколения военного времени — как они находили в себе силы для подвига? Когда чувствуешь за собой Родину — это дает огромную силу! 

Надо сказать, что современная культура, это не культура чтения, а, скорее, визуальная культура. Поэтому нужно создавать фильмы-блокбастеры с сильными героями. В чём наши ценности? Мы великий народ, нас никому не победить, мы великая цивилизация. Создавать квесты, фильмы, игры должны пропагандистские структуры, которые обязаны быть сильными у любого государства.

Мы с 19 по 26 июля будем проводить форум «Форос». А завершим его в Севастополе в день военно-морского флота. Этот форум мы проводим ежегодно со студентами в формате патриотического туризма. Этот формат предполагает поступки, события. Молодые люди хотят настоящих друзей, настоящих врагов, настоящего риска — к этому обращена их потребность, к настоящей яркой жизни. И на примере их одногодок мы должны показать, как те жили во время Великой Отечественной войны, как участвовали в настоящих исторических событиях.

Григорий Гуров:

— В связи с коронавирусной эпидемией многие акции перенеслись в онлайн-формат. А «Свеча памяти» прошла и в офлайне — многие люди приходили, устанавливали свечу, снимали с дронов, потом публиковали в соцсетях. Хочу сказать, что День Победы — великий праздник, который передаётся из поколения в поколение. 

Когда мы планировали к 9 Мая акцию онлайн, то опасались, что молодые люди не примут в ней участия. Я был поражен, когда увидел украшенные «Окна Победы», которые также публиковали соцсети. Или, например, акция «Поём двором» — никто не ожидал, что она будет такой массовой. Трогает душу так же, как те ролики, которые вы показали, когда 9 Мая в своём дворе в семь часов вечера слышишь песни военных лет. Это просто невероятно! 

Мы ответственны за то, чтобы сохранять эту память. У Росмолодёжи есть несколько направлений: с одной стороны, мы поддерживаем общественные организации, такие как «Бессмертный полк», как поисковики — они действительно занимаются сохранением памяти и противодействием фальсификации. 

Сейчас много мероприятий связано с проактивной позицией молодёжи  развивать свою страну. 

Например, акция «Мы вместе» если и относилась к победе, то к победе в войне с коронавирусом. 120 тысяч волонтёров приняли в ней участие. Кто-то работал в больнице, кто-то разносил продукты, кто-то осуществлял юридическую помощь — это абсолютно разные люди разных профессий. 

Есть проект «Мечты победителей». Он заключается в том, что молодые люди реализуют какую-нибудь мечту ветерана, который ещё жив. А мечты у них — выпустить книгу, съездить в какое-то историческое место. Иногда нереализованной остается детская мечта ветерана, так как детство пришлось на тяжёлые годы. Такая мечта — побывать на морском шоу — осуществилась тоже благодаря проекту.

Меняется мир, меняются формы, мы обязаны успевать помогать людям самореализовываться.

Максим Веденеев:

— Цель нашего проекта «Лица Победы» — собрать и сохранить фотографии тех людей, кто смог пройти через войну либо остался на поле сражения. Это фронтовики, работники заводов, медсестры, дети-узники концлагерей. Кто воевал, работал в тылу, жил в эвакуации, находился в оккупации. Все семейные истории о том времени и о тех людях собирает Музей Победы. Абсолютно все могут принять участие в нашем проекте и передать свои сведения. У нас создана большая мультимедийная экспозиция, в которой можно найти те истории, которые были внесены раньше. В интернете проекты, конечно, важны. Но нужно понимать, что такие проекты нужно потрогать и пощупать, потому что существует большая разница между фотографией деда на экране компьютера и тем высоким моментом, когда вы приходите в музей и понимаете, что фото и историю из жизни вашего близкого можно увидеть в музее. И он будет увековечен до тех пор, пока будет стоять музей. 

Я бы хотел попросить людей потратить буквально 10-15 минут, созвониться со своими старшими родственниками и узнать какие-то интересные факты, где и как они жили во время войны. Пройдёт ещё буквально 5-10 лет, и тех людей уже не будет с нами. Информация будет забыта. А в музее будет храниться долгие годы.

Елизавета Шваркунова:

— Московское народное ополчение 1941 года — особая страница ратной истории Отечества. Я со своими одногруппниками совсем недавно создала проект — фильм о 13-й Ростокинской дивизии. Это 40-минутный документальный фильм с игровой реконструкцией событий об ополченцах. Дело в том, что мы учимся в районе ВДНХ. А именно здесь сражались ополченцы. Почему бы нам об этом не создать фильм и серию роликов, которые мы потом сможем выложить на YouTube и позиционировать в любых социальных сетях? Мы выходили на улицы этого района, интересовались у пожилых людей. Ребята до 15 лет совершенно не задумывались о том, что они стоят на том месте, где когда-то происходили сражения и герои совершали подвиги. 

Мы создали фильм о 13-й Ростокинской дивизии, который потом был показан на уроке памяти во всех школах Ростокинского района от первого до четвёртого класса. Общались с экспертами, музеями, где сохранилось какая-то информация. Нашим зрителям — и ученикам, и учителям — понравилась наша работа. Рада, что мы, молодое поколение, смогли внести такой вклад.

Из поколения в поколение передаются семейные ценности. Мне с самого детства ясно: нужно беречь память о тех, кто отдал жизнь за наше сегодня. Извинялась ли бы я перед потомками фашистов за то, что мы их победили? Нет. Я горжусь тем, что я гражданин России, и не стала бы извиняться, потому что высоко ценю подвиг, который был совершен моими предками ради меня и миллиона таких же мальчиков и девочек.

Пожалуй, ради этих слов студентки Елизаветы стоит снимать фильмы и документальные аниме, работать в новых форматах, писать книги и аудиоверсии, подкасты и мультимедийные лонгриды, придумывать яркие проекты. И верить, что и впредь в России никто не забыт и ничто не забыто.

Запись прямой трансляции: