Брат на брата. Зачем украинские политики сеют ненависть людей друг к другу?

© / Gleb Garanich / Reuters

«Я это восточное быдло ненавижу! Тупые сепаратисты, высасывают из нас деньги, а сами на дотациях жируют», - говорил мне вполне приличный с виду киевский предприниматель Александр Довгаль. «Киев и бандеровцы совсем обалдели - сколько лет мы на них пашем, а теперь они решили нас колонизировать! Пусть только сунутся сюда - головы поотрубаем», - негодовали в ответ учителя (!) нескольких донецких школ.

   
   

Кровавые события в Донецкой области и Одессе показывают: взаимная ненависть востока и запада Украины достигла предела. По сути, две части одной страны уже воюют друг с другом, как армяне и азербайджанцы при распаде СССР. Впрочем, там враждовали соседние республики, а здесь бойня идёт внутри одной страны, между братьями, кумовьями и сватами. Спецкор «АиФ» поговорил с простыми людьми и экспертами, представляющими обе части раздираемой противоречиями «незалежной».

Москаль на фонаре

«Трэба на Донэцьк йты! - говорит своим друзьям в камуфляже парень лет 35. - Повбываемо йих!» Утро, центр Киева, евромайдан. Одновременно в нескольких местах - запись в спец­отряды, которые собираются бросить на восток. Активность вокруг «пунктов мобилизации» ярко контрастирует с общим увяданием ещё недавно бурлящего евромайдана. Он сжался раз в пять. Люди в оранжевых жилетах активно растаскивают шины и скамейки. Над Крещатиком и площадью Незалежности витает, извините, запах несвежести. И дело не в людях, которым негде мыться, - их можно только пожалеть. Просто вокруг расставленных портретов погибших «майданщиков» разложены тонны цветов, которые вянут и окутывают протестующих (уже, правда, непонятно против чего!) тяжёлым, душным ароматом. Прямо посреди Крещатика показательно вздёрнуто на фонарь «обобщённое чучело москаля», на его фоне охотно фотографируются иностранцы.

«Донецк - на колени!»

«Почему наша новая власть запустила идею натравить запад и центр на восток, понятно, - объясняет Сергей Балашенко, политолог, кандидат экономических наук. - Потому что евромайдан перестала цементировать какая-то общая цель. Ведь сначала протестовали против «отворота от Евросоюза», потом, когда студентов на майдане начали бить, люди встали на их защиту, против Януковича... Присоединение Крыма к России взбодрило народ ненадолго (все всегда понимали, что ну никак Крым не украинский, поэтому орали недолго). И образовался «митинговый» простой. А это опасно, ведь успокоившееся население может повнимательнее присмотреться к новой власти, у которой рыло в пуху и которая тянет страну в экономическую пропасть! Вот поэтому «майдан и окрестности» с помощью СМИ стали активно накачивать «антивосточной» ненавистью в виде новой национальной идеи».

«Котёл пропаганды» кипит. Основной бизнес на евромайдане - продажа сувениров с оскорбительными для русских и востока Украины надписями. «Хит апреля» - тарелки, на которых жёлто-голубыми буквами написано: «Як не зъим москаля, то хоч понадкушую»… «Они своровали у нас наш майдан, они в сговоре с москалями, Донбасс - не Украина, мы их поставим на колени» - такие комментарии мне даёт каждый второй киевский «евромайданщик». В официальных новостях телеведущие говорят то же самое, только более изощрённо.

   
   

«Атаку западенцев отобьём!»

Первое впечатление - донецкий антимайдан возле обл­администрации (там на 11-м этаже находится штаб Донецкой народной республики) раз в десять компактнее своего киевского «брата». «Зато мы более творчески к протесту подошли, чем киевляне, - хвастаются мне двое студентов Донецкого университета. - Вот, посмотрите, придумали ёлки по 20 штук скотчем склеивать, получаются экологичные и экономичные «противотанковые ежи». Впрочем, похожего у двух площадей много. Портреты погибших в перестрелках граждан с цветами, ящики для сбора средств, шины и колючая проволока. А ещё в воздухе витает совершенно аналогичная киевской… ненависть. Ненависть к Киеву и западу страны, которые в представлении «восточников» слиты воедино.

«Атаки киевского майдана мы не боимся, - объясняет мне Сергей Горбенко, член штаба Народного ополчения Донбасса. - Мы их тут заломаем всех! Потому что они лентяи, всю жизнь на восточном горбу едут. Сколько лет восток работал, а запад Украины жил за наш счёт! Я тут на одном форуме прочёл, что западенцы мечтают сделать Донбасскую область своей колонией и жить за наш счёт уже официально. Такого не будет никогда!»

«Я поражён тому, как за несколько месяцев раскалился восток», - комментирует «АиФ» Константин Черкашин, доцент кафедры социальных коммуникаций и практической политики Донецкого национального университета. С начала киевского евромайдана Донбасс стремительно напитался неприязнью к Киеву и западу Украины. Произошло это с помощью государственных СМИ - они несколько месяцев нагнетают обстановку, обвиняя восток в провокациях. А уж когда в Донецке и окрестностях начался ответный протест, так на антимайданщиков вообще всех собак спустили! Они и «оккупанты», и «пособники Кремля». Кому это может понравиться? Люди возбуждены до предела. Идти с ружьями пока на Киев никто не собирается, но и сносить оскорбления и наскоки «Правого сектора» Донбасс не намерен...

«Украинцев натравили друг на друга цинично и специально, - считает Ирина Шевчук, член оргкомитета киевского евромайдана. - Пока новая власть додаивает выпотрошенную страну, людей подначивают на братоубийственную войну, чтобы не слишком возмущались растущими ценами. Когда для востока враг - запад, народу уже как-то нет дела до того, что к власти под шумок приведут одного олигарха взамен другого, что ЖКХ дорожает на 80% и что зарплату задерживают по полгода».

«Национализм - мощнейшее орудие, с его помощью можно уничтожить полстраны, - говорит донецкий политолог Игорь Гриценко. - У нас всю жизнь запад Украины и так представлял себя как «супернацию», сейчас же противостояние с востоком достигло предела. Мне иногда уже кажется, что западные и восточные украинцы - это две разные нации, как армяне с азербайджанцами. Аналогия страшная: все мы помним, какая чудовищная резня началась в 1988 году, когда армянский Карабах решил отделиться от Азербайджана. Добра это не принесло никому - только кровь, боль и смерть. Вот почему нельзя допустить, чтобы с подачки властей и при нагнетании местных СМИ восток и запад Украины превратились в Армению и Азербайджан. Давайте создавать федерацию! Давайте мириться и вместе восстанавливать разрушенную экономику. Давайте что-то реально делать - иначе свободные руки потянутся к ружьям».

«У меня муж армянин, - подытоживает Инна Луценко, одна из активисток донецкого антимайдана, - и я знаю, как у него от ненависти сжимаются кулаки, если разговор заходит об азербайджанцах. Всегда этого боялась. Сейчас боюсь ещё больше - потому что ощущаю такую же ярость внутри Украины».