«Второй украинский». Закарпатье может последовать за Крымом?

Тихое Закарпатье неожиданно стало горячей точкой. © / EPA

Там, в городке Мукачево, схлестнулись нео­нацистский «Правый сектор» (ПС) (эта организация признана в России экстремистской, её деятельность в РФ запрещена. - Ред.) и местные контрабандисты, работающие «под крышей» депутата Верховной рады Михаила Ланьо. Боевиков из ПС призвал на подмогу другой нардеп - Виктор Балога, который потребовал свою долю на рынке контрабанды. Хорошо во­оружённые «пацаны» подтянулись из Ровенской и Львовской областей. На бронированных джипах прибыли в Мукачево, думая, что крупнокалиберный пулемёт ДШК и РПГ-18 - лучшие аргументы на переговорах с местной элитой.    
   

В итоге 11 июля между ними и контрабандистами, за которых вступилась закарпатская милиция, завязался настоящий бой. Причём официальный Киев поддержал местных: ПС давно сидит в печёнках у новой власти. Радикалы вынуждены были с боем прорываться в леса и несколько суток вели переговоры о том, как сдаться. По сведениям МВД, в заложниках у них оказался 6-летний ребёнок. Итог разборки - двое убитых (оба «правосеки») и 13 раненых с обеих сторон.

Закарпатье граничит сразу с 3 членами ЕС (Словакия, Венгрия, Румыния). Здесь действует упрощённый режим перехода границы, здесь же расцветает контрабанда, которой кормятся все - от торговцев на рынке до губернатора, руководства милиции и таможни. В составе населения преобладают венгры, румыны, коренной народ - русины, а украинцев меньшинство. Причём венгры или русины к последним относятся довольно презрительно. Неудивительно, что пошли разговоры о том, что события в Закар­патье могут развиваться по тому же сценарию, что и в Крыму в 2014-м, только уже без всякого вмешательства России. Ведь в Крыму тоже всё началось с угро­зы «Правого сектора» прислать «поезд дружбы»...

Так или иначе, но официальный Киев пока скорее в выигрыше от событий в Мукачево. «Теперь можно переложить вину на «Правый сектор» за срыв безвизового режима с Евро­союзом. Хотя среднестатистический украинец с зарплатой 200-250 долл. в месяц и так не смог бы поехать в Европу, где цена пачки сигарет составляет около 5% от его месячного дохода, - отмечает Сергей Быков, украинский эксперт, подчёркивая, что в своё время именно киевские власти заботливо выкармливали украинский нео­нацизм. - Трагические события в Мукачево были вполне ожидаемым результатом политики безнаказанности преступников, которые прикрываются флагом Украины. Это своего рода «эволюция» националистической преступности, которая начиналась с призывов вроде «Смерть ворогам!», «Москалів на ножі!», продолжилась сваливанием памятников, а теперь дошла до наглых террористических актов».