Самооборона Крыма. Как жители автономии охраняют границы полуострова

© / Valentyn Ogirenko / Reuters

В выходные в Харькове было совершено нападение на сторонников референдума по присоединению к России. Нападавшие были вооружены огнестрельным оружием и битами, предположительно, это были активисты «Правого сектора». А в Севастополе гастролёры с запада Украины учинили провокацию с потасовкой, причём лица и одежда у некоторых были испачканы красной краской, похожей на кровь...  Впрочем, неспокойной остаётся обстановка во многих регионах юга и востока Украины.    
   

Две дороги, ведущие из Украины на полуостров, называют воротами Крыма. Обе они проходят через крохотный город Армянск. И обе до сих пор (на момент подписания этого номера «АиФ». - Ред.) свободны для проезда всем, чьё передвижение никак не связано с политикой или военными действиями. Для остальных эти ворота надёжно закрыты блокпостами, готовыми встретить неприятеля ураганом свинца и стали.

Вообще-то находиться на режимном объекте строжайше запрещено всем посторонним, тем более журналистам. Проезжающих здесь водителей просят выключать видеорегист­раторы и другие записывающие устройства. Однако, узнав во мне прибывшего из Москвы журналиста «АиФ», строгие, но вежливые люди в камуфляже, держащие в руках автоматы и пулемёты, не только разрешили понаблюдать за их службой, но и согласились немного рассказать о себе. Правда, при условии, что их реальные имена упоминаться не будут.

К моменту моего приезда у защитников новой границы выдался трудный день. Третий раз за двое суток с континента в Крым пытались прорваться представители ОБСЕ - Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. «Западные журналисты называют этих ребят «наблюдателями», - рассказал мне боец Александр с шевронами севастопольского «Беркута». - А для нас это группа неизвестных в форме стран НАТО. Там были военные из Канады, Германии, Великобритании, США и других стран Атлантического блока. Когда они не вняли просьбе оставаться на расстоянии, пришлось стрелять в воздух. Потом над нами начал летать самолёт-разведчик. Снайпер отпугнул его выстрелом в крыло. В следующий раз будем сбивать».

Александр - отставной сотрудник «Беркута», приехал на этот пост одним из первых. Не в силах оставаться в стороне после майдановских событий, он рванул на помощь однополчанам. Вначале между Крымом и материком их стояло всего около 20 человек. Многие - без оружия. Однако каждый был готов, по выражению ветерана, «положить живот свой за други своя и землю свою». Вскоре на помощь смельчакам начали подтягиваться другие неравнодушные воины как из Крыма, так и из России. Сейчас тут держат оборону и бравые хлопцы из разных казачьих войск, и совсем молодые ребята, недавно прошедшие воинскую службу, и пожилые, но крепкие отставники в погонах майоров и полковников. А недавно к ним присоединилась даже небольшая группа четников - прошедших войну сербов, готовых отплатить российским братьям за поддержку, оказанную во время агрессии против Югославии в конце 90-х.

Охота на провокаторов

Выселив в тыл с узлового поста местных гаишников, волонтёры перегородили проезжую часть бетонными блоками, вывесили российские и крымские флаги, организовали посменное дежурство и под ледяным дождём с пронизывающим ветром приготовились тормозить любых провокаторов, бандеровцев и даже регулярную армию. В помощь им подогнали собранную по всему полуострову боевую технику «Беркута» - джипы с пулемётами и БТРы. Добровольцы не только перекрыли трассы, но и начали перекапывать пространство перешейка. Сейчас их дозоры патрулируют все без исключения участки суши. Однако гражданские машины, автобусы и прочий транспорт после быстрого, но внимательного осмотра спокойно проезжают в обе стороны.

Блокпост на въезде в Севастополь: незваные гости здесь не пройдут и не проедут. Фото: АиФ / Георгий Александров

«Приходится охранять не только передний край, но и расположенные по соседству опасные объекты: газопровод, громадное химическое производство, на котором хранятся опасные вещества, к примеру, аммиак, - объяснил ополченец Руслан, - а также покой местных жителей. Мы уже выявили нескольких подозрительных гостей. Сначала пара на стареньком «Москвиче» пыталась ввезти в автономную республику целый багажник оружия: снайперские винтовки, обрезы, биты, молотки и ледорубы для раскалывания брусчатки, каски, бронежилеты и т. д. Внятно объяснить, куда и зачем они везут такой арсенал, эти люди не смогли. Сейчас ими занимаются правоохранительные органы. Потом мы остановили вооружённого человека, представившегося подполковником одной из силовых структур Украины. После того как он начал вести себя агрессивно, в местной грязи остался отпечаток его лица. Кроме того, нам удалось задержать грузовик, перевозивший 800 кг взрывчатки. Поезда досматривают в первом от границы большом населённом пункте полуострова - Джанкое. Опасность провокаций растёт, ведь западенцам нужно во что бы то ни стало сорвать референдум, намеченный на 16 марта. Для этого они могут устроить даже теракт.

   
   

Чиновники в Киеве призывают стоящих на майдане боевиков отправиться воевать в Крым. Таким образом они, видимо, хотят не только раскачать ситуацию, но и заодно избавиться от своих же бандитов, которые ждут обещанного куска власти и денег...».

По данным командования блокпоста, украинская сторона начала стягивать к границам Крыма военную технику. Из Житомира, Бердичева, Львова и других областей сюда выдвинулись колонны БТРов, танков и грузовики с солдатами. Однако на пикете, выставленном на магистралях со стороны Украины, дежурят срочники. «У них перебои со снабжением, - рассказал Руслан. - К нам время от времени является парламентёр и забирает на ту сторону часть провизии, которую нам приносят местные. Жалко фактически брошенных в чистом поле пацанов. Их начальники сначала развалили украинскую армию, распродав за копейки всё, что можно, включая плиты со взлётных полос аэродромов, а теперь хотят сражаться!»

Пока крымчане «голосуют» на митингах, а скоро скажут своё слово на референдуме. Фото: Reuters

Мост построят, зарплаты повысят

Вернувшись в Севастополь, я узнал, что киевские власти начали оказывать на автономию, готовую вступить в состав России, экономическое давление. Заблокированы счета местного казначейства и приостановлена продажа билетов на идущие на полуостров поезда. Первый вице-премьер автономной республики Рустам Темиргалиев заявил, что железнодорожное сообщение между Россией и Крымом планируется организовать через Краснодарский край. «Мы рассчитываем на перезагрузку железнодорожных потоков через паром на Кубань, - рассказал Р. Темиргалиев. - И ожидаем, что будет быстрыми темпами строиться мост Крым - Кубань, чтобы крымчане не почувствовали дискомфорта при поездках из Крыма в Россию».

Власти обещают выплатить зар­платы и пенсии всем, включая недавно присягнувшим на верность народу бойцам отрядов самообороны. Как заявил спикер Верховного Совета Крыма Владимир Константинов, в случае присоединения автономии к РФ крымские бюджетники заживут куда привольнее: «Учителя, медработники, военнослужащие, милиция, служащие органов прокуратуры и другие будут получать от 2,5 до 4 раз больше».