Хрупкий мир. Надолго ли прекратился огонь на Донбассе?

Хоть и со скрипом, но стороны конфликта начали отвод тяжёлых вооружений от линии соприкосновения, о чём они договорились в Минске 12 февраля с одобрения лидеров России, Украины, Германии и Франции. По словам главы самопровозглашённой Донецкой народной республики Александра Захарченко, к 26 февраля ополченцы отвели 90% артиллерии, миномётов и прочих вооружений. «Наблюдатели, в том числе миссии ОБСЕ, фиксируют значительное снижение пере­стрелок, перемирие всё-таки даёт результат, - подтвердил на прошлой неделе

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ. - В интересах тех, кто хочет сорвать минские договорённости, создавать обратное впечатление, заявлять, что перемирие не работает». В пример министр привёл сюжет телеканала Euronews, который взял интервью у двух бойцов украинских батальонов - мужчины и женщины: «Женщина заявляла, что никакого перемирия нет - как стреляли, так и стреляют». И канал оставил это враньё без комментариев.    
   

Впрочем, положительные сдвиги разглядели даже за океаном. «В последнее время перемирие в Донбассе нарушается реже», - признала

Джен Псаки, пресс-секретарь Госдепартамента США. Перестрелки если и возникают, то, как правило, с использованием только стрелкового оружия. В Донецке и Луганске на улицах прибавилось людей - жители надеются на возвращение к нормальной жизни. Одна из главных забот сегодня - разминирование мест­ности. То и дело обнаруживаются неразорвавшиеся снаряды - миномётные, танковые... Сапёры работают не покладая рук: по их словам, 60-70% упавших на населённые пункты мин не разорвались и до сих пор таят в себе страшную угрозу.

В целом ощущение хрупкости затишья не покидает многих. И в Киеве дают новые поводы для тревоги. «Вооружённые силы Украины оставляют достаточно сил и средств вдоль линии соприкосновения в случае нарушения (ополченцами. - Ред.) условий прекращения огня - на случай необходимости ведения обороны наших позиций», - заявили в минувшую пятницу в украинском министерстве обороны. То есть мир миром, но фигу в кармане держим - мало ли что...

«Военная угроза с востока Украины остаётся актуальной и будет требовать постоянных усилий по укреплению обороноспособности государства», - разъяснил непонятливым президент Пётр Порошенко.

В Москве настаивают, что отвод тяжёлой техники - это только начало выполнения минских соглашений. С. Лавров напомнил Киеву, что «параллельно необходимо выполнять всё остальное, о чём договорились, - прежде всего конституционную реформу, с участием этих территорий, обеспечивая им децентрализацию».

В Европе тоже надеются и на стойкий мир, и на политическое урегулирование на Украине. «На полное разрешение украинского кризиса могут уйти десятилетия, - признал Франк-Вальтер Штайн­майер, глава МИД Германии. Но добавил «ложку оптимизма» в свой прогноз: - Когда я смотрю на земной шар и представляю себе Сирию, Ливию и Ирак, то нахожу украинский конфликт единст­венным, который поддаётся решению».

«Прочный мир наступает обычно только тогда, когда одна из сторон проигрывает войну и признаёт своё поражение, - прокомментировал для «АиФ» ситуацию Александр Храмчихин, замдиректора Института политического и военного анализа. -

А в Донбассе ни одну из сторон н­ельзя назвать ни проигравшей, ни выигравшей. Ведь ни та ни другая не достигли своих целей. Цель Киева - ликвидация ДНР и ЛНР, цель республик - расширение как минимум до административных границ Донецкой и Луганской областей. И те и другие подписали минские соглашения лишь потому, что им «выкрутили руки»: Киеву - европейцы, а руководству народных республик - Москва. Но и Киев, и Донецк с Луганском, боюсь, постараются избежать выполнения договора. Ополченцы явно не хотят возвращаться в состав Украины ни на каких условиях. А Украина едва ли даст им реальную автономию. И, поскольку противники не утратили способность продолжать войну, это делает её возобновление очень вероятным. Артиллерию и танки можно вернуть на прежние позиции за пару часов...»