Самый популярный запрос в поисковиках сегодня звучит так: «Особый статус Донбасса — что это?». Президент Порошенко подписал накануне соответствующий закон, но зачем он нужен — никто так и не понял. Верховная Рада приняла эти законы в середине сентября (за признание особого статуса проголосовали 277 депутатов из 450). Принятие закона об особом статусе Донбасса было предусмотрено минскими договорённостями.
О чем гласит закон
Также предлагается проведение выборов в Луганской и Донецкой областях не 2 ноября, как запланировали власти самопровозглашённых ЛНР и ДНР, а 7 декабря: должны будут быть выбраны депутаты районных, городских, поселковых, сельских советов и мэры городов. Власти ДНР и ЛНР, в соответствии с законом, получают расширенные полномочия, а граждане смогут назначать судей и прокуроров.
Отдельный пункт закона касается особого статуса русского языка, даёт право на его использование (как и любого другого языка) в общественной и частной жизни.
Второй подписанный закон предполагает проведение амнистии для участников боевых действий на Юго-Востоке Украины, предоставляются гарантии недопущения уголовного преследования ополченцев. Под амнистию попадают лица, совершившие уголовные преступления в период с 22 февраля.
Однако практически сразу после подписания пакета документов представители ДНР и ЛНР заявили о том, что они не признают положения «особого статуса» и намерены провести выборы в своих республиках по ранее запланированному графику, то есть уже через 2 недели.
«Особый статус» даёт Киеву передышку
Разобраться в смысле принятых Киевом решений АиФ.ru помог политолог Павел Святенков.
«Закон о статусе Донбасса юридически обеспечивает минские соглашения с точки зрения внутреннего законодательства Украины. Но проведение украинских выборов с точки зрения существования республик абсолютно неприемлемо. Потому что если вы проводите там украинские выборы, вы признаёте эти территории частью Украины, что там действует украинское законодательство. Следующим ходом тогда вообще будут демонтированы все структуры Донецка и Луганска», — объясняет политолог. Таким образом, принятые законы будут дипломатической дубинкой в руках Киева при поддержке Запада, уверен эксперт.
Удача Киева и проведение выборов по украинским законам будут означать не иначе как крах обеих республик.
Таким образом, вернуться к идее решения проблемы военными средствами киевские власти могут гораздо раньше, чем истечёт предусмотренный принятым законом трёхлетний срок действия «особого статуса». В подтверждение своих слов политолог привёл пример Сербской Краины в Хорватии, которая, в конце-концов, после нескольких лет «передышки» всё-таки была уничтожена военным путем. «Думаю, что ставка делается именно на это, и 3 года — это крайний срок, который нынешнее украинское руководство согласно терпеть Донецк и Луганск. Но это не значит, что попытки решить проблему мирными средствами не будут предприняты гораздо раньше», — добавил Святенков.