Хапнуть и сбежать. Как Янукович оставил Украину у разбитого корыта

Виктор Янукович. © / Konstantin Chernichkin / Reuters

Власть в сортире

В прошлом мелкий уголовник, отсидевший по молодости за кражу шапок в общественных туалетах, он явно не вышел ростом для большой политической судьбы. Криминальные привычки впечатались в мозг: дождаться, пока жертва закроется в кабинке и спустит штаны, свеситься сверху и дать дёру с добычей в руках. Вот и на этот раз, вместо того чтобы по-путински «мочить в сортире» боевиков-националистов, поджигавших, терроризировавших Киев и всю страну, он днями, неделями чего-то выжидал. Вёл многочасовые бессмысленные переговоры, торговался то с Россией (за финансовую помощь), то с Западом (и за помощь, и за свою безопасность, и за сохранение своих миллиардов). И в итоге... как бы это сказать помягче... спустил свою власть в унитаз. А когда понял, что игра проиграна, быстро схватил «шапку» (богатства из его роскошной, поистине царской резиденции «Межигорье» ночью вывозили на грузовиках и вертолётах!) - и дал дёру.

   
   

Его не жалко. Жалко брошенную, доведённую им до крови и безумия страну.

►Внимание: Бывший президент Украины Виктор Янукович появился после долгого отсутствия, в канун Нового 2015 года, и дал эксклюзивное интервью изданию «Аргументы и факты». Читайте полную версию на нашем сайте →

«Янукович - безвольный, размазня, тряпка! Его все должны ненавидеть, потому что он хотел на двух стульях сидеть», - клеймит поверженного украинского президента Владимир Жириновский. По его словам, Януковичу деньги застили глаза и ум. 

Украинский политик Наталь­я Витренко дала СМИ схожие оценки: «Президент виноват в том, что шёл на уступки неофашистам. То, что на майдане действовали радикалы, так называемый «Правый сектор», знали и видели все. Они расписали всё неонацистскими знаками, под неофашистскими флагами ходили, неонацистские лозунги высказывали, портреты Бандеры и Коновальца на майдане вешали. Речи о мирной акции евромайдана нельзя даже было вести. Януковичу как президенту Украины конституция не позволяла этого делать. Он - гарант прав и свобод всех граждан Украины, всех жителей Киева. А он что делал все эти три месяца? Он медленно сдавал страну».

​«Янукович неумён, он так и остался со своей юности мелким мошенником, - сказал «АиФ» писатель Эдуард Лимонов. - Он шёл на всё что угодно, лишь бы потянуть время. Такие же мелкие и трусливые мошенники - национальная элита Украины, хапнувшая при развале огромной страны больше, чем может переварить. Эти украинские элиты 15 лет соревновались, боролись, грызлись между собой. И все оказались у разбитого корыта».

Сдал всех

Стремительное падение Януковича было предрешено. Как мог сохранить свою власть человек, который всем всё по­обещал и всех, говоря на криминальном жаргоне, кинул? 

   
   

Он обманул Россию и русскоязычных жителей Украины, когда обещал сделать русский язык вторым государственным.

Он обманул Запад, который много месяцев водил за нос обещаниями скорой евроинтеграции. Зачем вообще обещал, почему не просчитал последствий этого губительного для экономики страны шага? 

Он обманул народ, обещая ему лучшую жизнь, а сам довёл Украину до ручки: казна пуста, экономика на грани дефолта, за три недели февраля население в панике вывело из банков 6 млрд гривен и 500 млн долларов, а в разгар бойни в Киеве начало запасаться крупами и спичками...

Он кинул своих соратников из Партии регионов, оставив их один на один с торжествующим майданом. И товарищи ответили ему тем же и отреклись от своего лидера: «Страна оказалась обманутой и ограбленной... Украину предали. Вся ответственность за это лежит на Викторе Януковиче и его ближайшем окружении».

Он кинул украинских олигархов, отодвинув их от самых выгодных госконтрактов, - финансовые потоки были переключены на сына президента и его дружков. «Семья» Януковича за несколько лет через офшорные схемы прибрала к рукам и углепром, и зерновой, и энергетический рынок. На благополучие этого клана работали и ключевые министры. Но, когда в Киеве стало жарко, Янукович кинул майдану кость, уволив своего верного премьера Азарова. Потом, уже незадолго до собственного бегства, сдал министра внутренних дел Захарченко. Да что министра - он сдал всю милицию, которая до последнего защищала прогнивший режим, руководствуясь присягой и честью! Почти все дни противостояния бойцы «Беркута» стояли живым щитом под градом камней и бутылок с зажигательной смесью, а под конец этого кошмара - и под пулями «снайперов революции». Приказ о выдаче правоохранителям боевого оружия поступил тогда, когда разъярённую толпу уже было не остановить. И приказ отменили - вместе с контртеррористической операцией...

«То, что сейчас происходит, - и вандализм, и государ­ственный переворот, - пафосно заявил 22 февраля уже бежавший из Киева Янукович. - По моей машине стреляли. Но у меня нет страха... Я буду делать всё, чтобы защитить свою страну от раскола, остановить кровопролитие. Я ещё не знаю, как я это буду делать... Я буду продолжать ездить, встречаться с людьми... Я буду искать пути...» 

Поздно, Виктор Фёдорович. Ваш политический путь окончен. Теперь не то что накопленные золотые «шапки» - голову бы не потерять...

Хроника

18 февраля, вторник. В Киеве «мирный наступ» - шествие протестующих к зданию Верховной рады - перерос в побоище. Начался пожар в захваченном митингующими Доме проф­союзов в Киеве, горело и здание консерватории. Силовики предприняли попытку штурма. Митингующие впервые применили огнестрельное оружие. К вечеру правоохранители разобрали часть баррикад.

19 февраля, среда. Огнестрельное оружие применялось с обеих сторон. Служба без­опасности и Антитеррористический центр Украины приняли решение о проведении в стране контртеррористической операции. Лидер оппозиционной партии УДАР В. Кличко после переговоров с президентом Украины обвинил его в неадекватной реакции на происходящее в Киеве.

20 февраля, четверг. На майдане около 20 тыс. человек. Самооборона митингующих значительно укрепила баррикады. Число убитых в Киеве достигло 75 человек. Рада постановила прекратить антитеррористическую операцию и запретила всем органам власти выполнять приказы СБУ. Главы МИД Франции, Германии и Польши вели переговоры с Януковичем и представителями оппозиции.

21 февраля, пятница. В. Янукович и лидеры оппозиции подписали соглашение о выходе из кризиса. Досрочные выборы президента запланированы не позднее декабря 2014 г. Однако радикалы на майдане потребовали немедленной отставки Януковича. Рада вернула Конституцию 2004 г. и уволила главу МВД.

22 февраля, суббота. Спикер Рады В. Рыбак ушёл в отставку, его сменил депутат от «Батькивщины» А. Турчинов. Из фракции Партии регионов десятками выходили депутаты. Ю. Тимошенко освобождена из заключения и выступила на майдане. Рада назначила досрочные президентские выборы на 25 мая. В. Янукович покинул Киев.  

23 февраля, воскресенье. Украинские пограничники не разрешили Януковичу вылететь на чартерном рейсе из Донецка. Вместе с вооружённой охраной он на двух бронированных автомобилях отбыл в неизвестном направлении. И. о. президента назначен Турчинов. 

24 февраля, понедельник. В центре Киева снова заработали школы, детские сады и  станции метро, однако баррикады на майдане не разбирают. Город контролируют патрули само­обороны. Янукович объявлен в розыск. Вечером Рада назначает главой Генпрокуратуры О. Махницкого - соратника Тягнибока, а главой Нацбанка Украины - С. Кубива, депутата ВР и коменданта майдана.

Данные на 21.00 24 февраля