«Украина уже распалась». Обозреватель «АиФ» о политическом кризисе в стране

В Крыму уже дали понять, что с «бандеровской» Украиной им будет не по пути. © / РИА Новости

Что случится, если в ходе свержения Януковича к власти придёт антироссийский режим? Разделится ли республика (как ей предрекают с 1991 года) на две части? Обозреватель «АиФ» рассмотрел оба варианта развития событий. 

   
   

Мой украинский знакомый, бизнесмен из Луганска, крайне недоволен поведением российских таможенников. Позавчера его фуры с конфетами застряли на границе с РФ - и, возможно, простоят там ещё десять дней. Приятель (большой сторонник майдана) этим фактом страшно возмущается, ибо несёт убытки. «Слушай, ты же фанат сближения Украины с Евросоюзом, - иронизируют друзья. - Взял бы и продал всё на Запад». «Да вы что? - искренне удивляется бизнесмен. - В Европу на рынок просто так не влезешь». Зато магазины в РФ, берущие дешёвые украинские конфеты, заказывать российские стали меньше.

Поэтому скажу кощунственную вещь, которая далеко не всем по­нравится: для нашей экономики ВЫГОДНО установление антироссийской власти в Киеве.

Визы, газ и гастарбайтеры

В 2005 году президентом Украины стал ставленник Запада Виктор Ющенко. Раньше украинцы покупали газ по смешному тарифу - 50 долл. за тысячу кубометров. После ссоры с Россией стали платить 95, затем - и 200, и 300 (!) долл.: ясное дело, наш бюджет только выиграл. Допустим, у Запада получится сместить Януковича.

И что нам от этого? Да сплошные плюсы! Скидка на газ в 30% будет отменена. Москва наверняка откажет Украине в выдаче обещанных миллиардов долларов, которые так необходимы для дышащей на ладан местной экономики. Один из активистов майдана, лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок обещает ввести с Россией визовый режим - так это вообще замечательно. РФ получит шанс выслать домой 2 млн украинских гастарбайтеров, а казна Украины лишится денег наших туристов - россияне, составляющие половину отдыхающих в Крыму и Одессе, уедут в Сочи. Я уже говорил: Янукович только называет себя «своим парнем», но для России пользы от него ноль: лишь просьбы о бесконечных скидках, дешёвых кредитах и отсрочке платежей за газ. С такими друзьями и враги не нужны. Американцев сейчас принято ругать, однако на каждый вложенный за границей доллар Соединённые Штаты получают пять, обдирая страны-«приятели» на процентах, как липку. У нас дружба с соседями проходит по простой схеме: раздаём кучу денег, а в ответ получаем антироссийские демонстрации. Таким образом, если в Киеве вдруг поменяется власть, мы станем только богаче. И да, лично я поддерживаю сближение Украины с Европой. Может быть, хоть тогда там начнут обвинять в своих бедах ЕС, а не Россию.

Между тем кровавые столкновения в столице стали причиной раскола среди граждан республики. Даже Минобороны недавно сделало жёсткое заявление, что «последние события ведут к полному развалу страны». Может ли такое случиться? Да, вполне.

«Совки» против «бандеровцев»

- Я всегда был сторонником единой Украины, - объясняет мне Андрей, работник банка в Киеве. - Но теперь я впервые задумался: может, нам и правда проще разделиться? Мы уже 22 года вязнем в коррупции, нищете и беззаконии, ничего не меняется. И Запад, и Восток всегда будут голосовать за своего кандидата: неважно, хорош он или плох, лишь бы был «западенец» либо «донецкий». Украинцы по­просту друг друга измучили.

   
   

Это точно. Если в Ивано-Франковске и Тернополе толпы штурмом взяли областные администрации, то в Донецке и Одессе, где на «евромайдан» вышли 500 человек, милиции пришлось охранять митингующих. Тема «пусть катятся, проживём без них» в последнее время популярна не только на Востоке, но уже и на Западе Украины. Люди откровенно утомились от вечного противостояния двух частей республики: разный менталитет, разные настроения, разные вкусы. Грань пройдена. Во Львове многие демонстранты, опрошенные журналистами, огрызались: «пусть «нормальные люди» пойдут в Европу, а «совки» останутся с москалями». В Донецке публика считает похоже: «нехай «бандеровцы» едут к немцам унитазы мыть, нам с Россией лучше». По сути, Украина УЖЕ распалась, но что будет, если она разделится официально? Увы, ничего хорошего для нас. Куда деваться Закарпатью, где на прошлых выборах 42% проголосовали за Януковича, и как поделить Кировоград, где сторонники и противники действующей власти представлены поровну? Это означает войну - мы рискуем получить наплыв миллионов беженцев. Но даже если распад Украины произойдёт по типу «бархатного развода» Чехии и Словакии, головной боли РФ всё равно не избежать.

«Отвалятся Крым и Одесса»

Как прогнозируют украинские скептики, «сначала отвалится Крым, за ним - Донецк, Одесса, Харьков и все остальные». Существует большая вероятность, что вскоре там организуют референдумы и люди проголосуют за «союз с Россией». Есть ли в этом выгода? Моральная - несомненно. А вот в остальном… Украина - бедное государство, промышленность и экономика остались на уровне восьмидесятых годов.

Восстанавливать чужие заводы и угольные шахты Донбасса, когда собственный Кузбасс не в лучшем положении, - сложная задача. Да и сколько всего понадобится денег? ФРГ потратила на восстановление ГДР 1 тлрн 250 млрд евро (!), но за 25 лет так и не вытянула Восточную Германию на свой уровень жизни. В общем, дело далеко не однозначное - и подходить к нему сугубо с лозунгом «О, к нам наконец-то вернётся Крым!» нельзя.

…В 2005 году Янукович проиграл выборы, президентом стал Ющенко. А в 2010-м люди опять голосовали за Януковича, ибо экономика рухнула в ад: Ющенко получил... 5% голосов. Сейчас карусель крутится заново.

Не исключено, что в кресло главы Украины сядет кандидат с поддер­жкой США и ЕС - чтобы через пять лет с грохотом провалиться на выборах в нищей стране. И на кого нам ставить потом? Пожалуй, на вменяемых политиков, которые обеспечат дружбу с Россией не на словах, а на деле.

Бунтующим же в Киеве националистам следует всерьёз задуматься. Ведь не «москальские агенты», а отказ от федеративного устройства, постоянное игнорирование интересов Востока, нежелание признавать значимость русского языка в итоге и привели к хаосу на Украине с распадом государства на две отдельные части. Правда, разве кто-то на майдане осмелится это признать?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции