Вадим Самодуров, политолог, писатель
Сегодняшняя Украина привязана к России гораздо крепче и сильнее, чем того хотела бы даже сама Россия. Вопреки декларациям нынешней украинской власти, назло местным воинствующим национал-фанатикам, наперекор всякой логике и здравому смыслу Украина вцепилась в Россию, как голодный клещ. Даже Донбасс не так нуждается в России, как «свободная и независимая» Украина. Новость дня: Госкино Украины запретило ещё восемь российских фильмов, в том числе «Мы из будущего» и даже более чем идеологически вредную для самой России «Бригаду». Для киевской власти и пропаганды запрет российских фильмов оказался даже важнее, чем новость о том, что Shell вышел из сланцевого проекта на Украине, и значительнее, чем срыв выборов в Мариуполе. Правда такова, что Украина по уши увязла в России: уже не только в российском газе, в своих долгах перед «Газпромом», но ещё и в проблеме русского языка, российской истории, теперь ещё и в проблеме российского кино…
Читайте также: Ход конём. Донбасс пошёл навстречу, Киев в тупике
У этой странной одержимости есть две причины. Первая из них состоит в том, что, как оказалось, по итогам поисков самоидентичности и прочих коллективных камланий у Украины нет ничего своего. Собственного. Исконного. Такого, чтобы без русских истоков, без «проклятого» имперского и советского прошлого, без русской «подкладки». Всё «с душком». И национальный классик Тарас Шевченко на поверку оказался почти «ватником». И даже создатель украинского языка Грушевский не вписывается в картину мира свидомых украинцев. С грехом пополам нашли в качестве национальных символов вышиванку да Бандеру с Петлюрой.
Маловато для создания национальной идеи и построения «светлого» будущего. И в этой связи Россия является для Украины единственной понятной и надёжной точкой опоры, которая позволяет хоть как-то определять своё положение в пространстве и времени и которая не позволяет окончательно упасть. Если все российские СМИ по какой-то причине перестанут выходить, информационного кризиса не случится: вся российская повестка — и внешняя, и внутренняя — 24 часа в сутки обсасывается украинскими изданиями. Россия — главная тема украинской идеологии, самая значимая часть программы любого политика, самый любимый враг из всех, кого только можно представить. И здесь мы подходим ко второй причине одержимости Украины Россией. Это ненависть и злоба.
Поводов для этих негативных и разрушительных чувств более чем достаточно. Вечная роль провинциальной родственницы. Имперские замашки самой России. Денег не дают. Долги требуют. Газ дорогой. Крым забрали. Ну и так далее. Это даже не разговор о политике. Здесь психологам нужно работать. Разгребать завалы массового подсознания. Выправлять искривления коллективной личности. Закрывать гештальты в отношениях. К сожалению, в ситуации, когда больна целая страна, лечит только время. Мы, слава богу, всё же живём в относительно гуманную эпоху, так что время и сочувствие — лучшие лекарства.
Год назад все маргинальные интеллектуалы и диванные революционеры захлёбывались оргастическими стонами по поводу «пассионарности» украинцев. Сейчас про это уже мало кто вспоминает. Но всё-таки давайте внесём ясность. Пассионарность отличается от бешенства способностью к созидательному развитию, к положительному изменению имеющегося порядка вещей. «Пассионарность — способность и стремление к изменению окружения… к нарушению инерции агрегатного состояния среды». Такое определение сам автор этой теории дал, Гумилёв-младший. Пляска святого Витта и массовый психоз к пассионарности никакого отношения не имеют. Пассионарность показал и продолжает показывать Донбасс. А на (в) Украине завершился коллективный припадок, и жизнь вернулась в привычное кондовое русло — с воровством, мордобоем и провинциальным чванством. До нового приступа падучей. Что примечательно, в Крыму и Донбассе никто уже практически не вспоминает про Украину. Там живут насущными проблемами сегодняшнего дня и смотрят вперёд, в будущее. Украина же застряла в прошлом. Имперском, советском, каком угодно — даже в том, которого не было — придуманном современными украинскими «историками». В этом фантастическом прошлом украинцы были предками цивилизованного человечества, создали 5000 лет назад государство скифов в границах Советского Союза, основали Римскую империю, победили киммерийцев, турок и готов… Война с памятниками, запрет российских фильмов, пересмотр итогов Второй мировой войны — это всё логическое продолжение этой странной зацикленности на прошлом, реальном или возникшем в чьём-то больном воображении.
Есть ли выход из этой сумеречной зоны сознания? Этот вопрос, как это ни странно, чаще задают себе не украинские писатели и публицисты, общественные деятели и политики, а люди в России, в Европе. Выход есть. Сосредоточиться на себе и строить свою жизнь — это единственно возможный путь в будущее. По крайней мере, для Украины в её нынешнем состоянии. Забыть про ушедший под крыло России Крым. Отпустить восставший Донбасс. Прекратить безумную войну с несуществующими врагами, шпионами и «агентами Кремля». Перестать биться в корчах при упоминании имени Владимира Путина. Прекратить расковыривать психологические раны своего и чужого исторического прошлого. Перестать подогревать собственный комплекс исторической неполноценности. Начать строить реальную историю и собственное будущее можно только в состоянии трезвого сознания и здравого ума, освободившись от фантазмов и фантомов. Пока Украина живёт ненавистью к России и Донбассу, это невозможно. Нынешней Украине необходимо правительство психологов. К сожалению, в мировой истории не было таких прецедентов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции