Предвоенное положение

Георгий Александров. © / АиФ

В Луганске начались перебои со связью, и из-за невозможности дозвониться куда бы то ни было люди пугаются ещё сильнее. В очередях говорят о скором штурме столицы ЛНР войсками Нацгвардии, стягивающей силы на севере региона. Периодически завывает сирена, и прохожие, тревожно посмотрев в небо, в котором носятся штурмовики, стараются покинуть улицу. Те, у кого есть на что и куда, — уезжают. На авто- и железнодорожном вокзалах — аншлаг. У пограничных пунктов выстроились вереницы машин. Те, кто решил остаться, начали запасаться продуктами, создавая ажиотаж. Страх, готовый превратиться в панику, висит в воздухе.    
   

Мирные люди не понимают войны. Я неоднократно видел, как они подходят поближе к стреляющему пулемётчику, чтобы снять его на телефон. Как они удивляются, что вместе с боевыми действиями начинаются перебои с водой и электричеством. Не знают, где ближайшее бомбоубежище. И в глубине души верят, что ещё немного, и этот страшный сон развеется, придёт лесник и разгонит всех драчунов.

«Сначала мы были за Майдан и интеграцию с Европой, — рассказывает мне студентка Алеся. — После трагедий в Одессе и Мариуполе стали симпатизировать ополченцам. А теперь просто хочется мира и чтобы весь этот бардак быстрее закончился. Баррикады, блокпосты, авианалёты, бои... Как будто мы вдруг оказались в каком-то Сомали. Ещё недавно нас интересовали экзамены и оценки, а теперь — у кого где есть родственники, чтобы уехать и переждать».

«Я живу в квартале "Мирный", — вторит ей Михаил. — Там два дня ополченцы пытались взять здание погранотряда. Пули и гранаты летали во все стороны. От снайперского огня невозможно было даже уйти в более безопасное место. Почему они не могут договориться не устраивать стрельбу в населённых пунктах? Или хотя бы заранее сообщать населению, что собираются поиграть в свою взрослую войнушку и поубивать друг друга. Да и те военные, что сидят внутри штурмуемых частей и считают себя настоящими мужиками, а в ответ на угрозы начинают стрелять — они понимают, что в первую очередь страдает мирное население? То, которое они вроде бы присягали защищать. Вот чума на оба этих дома!»

Ещё недавно я был уверен, что мои скупые знания о войне не могут понадобиться друзьям и близким. Но теперь понимаю, что лучше предупредить, как говорится, чисто на всякий случай. Находясь в зоне боевых действий, никогда не повышайте голоса и не пытайтесь качать права в разговоре с вооружёнными людьми. А по возможности старайтесь вообще к ним не приближаться. Если есть информация о применении мин, передвигайтесь только по асфальту. В городе, где идут боестолкновения, занавесьте окна и при звуках стрельбы не выглядывайте на улицу, а оставайтесь по возможности в помещении между стен, к примеру, в коридоре. От пуль может спасти совдеповская чугунная ванна, а обильно намоченный ватный матрас неплохо держит осколки. Им можно дополнительно занавесить окно. Также стоит собрать всех, кому вы доверяете, и договориться, как каждый будет поступать в различных вариантах развития событий. При себе носите резиновый жгут и бинт. Вспомните или узнайте, как оказывать первую медицинскую помощь.

И дай Бог, чтобы эти сведения никогда вам не пригодились.

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции