Если отодвинуть Гоголя

Оксана Свириденко. © / АиФ

«Россияне хотят не только отобрать у нас исконно украинские территории, они мечтают подмять под себя великую украинскую культуру, высосав из неё душу», — это мотивы сразу нескольких сюжетов, показанных в эти выходные по центральным украинским телеканалам. После некоторого размытого недоумения вычленяется тем не менее чёткий вопрос — а, если отсеять всю «москальщину», что останется в украинской культуре по части великого? Лихорадочно вспоминаю. Украинский язык официально признан вторым по певучести в мире после итальянского. Редкое московское застолье обходится без того, чтобы кто-нибудь из гостей с душой нараспашку не затянул «Нич яка мисячна» и пр. Хватаюсь нервными пальцами за гениальные фильмы Леонида Быкова, щемящие роли Ады Роговцевой и Богдана Ступки, песни Софии Ротару и даже от отчаянья Верки Сердючки и вдруг понимаю — это ж никакая, пардон, не «чистая украинская культура», это «русско-украинско-советский» коктейль. А если его выпарить до «чистых ингредиентов»?

   
   

Почему так сложно «по-быстрому» рассказать о том, какие самые великие имена были в украинской культуре? Да потому что сплетена она с российской гораздо теснее, чем, например, Николай Басков с Таисией Повалий. Очевидные «укрорусы» Гоголь и Булгаков, Анна Ахматова, родившаяся в Одессе вместе с целой блистательной плеядой «двойных» писателей и поэтов, Чехов (на четверть украинец), любящий шутить о себе: «Я хохол, я ленив», — это всего лишь верхушка айсберга, одиноко белеющая, как ложка сметаны в борще.

А вот как вам такие сюжеты? Главного украинского поэта и писателя Тараса Шевченко, великого Кобзаря, если кто забыл, выкупили у пана Энгельгарда русский художник Карл Брюллов и русский поэт Василий Жуковский. (А после этого рука талантливого кобзаря поднялась на строки «Кохайтеся чорноброви, та нэ з москалями!» Впрочем, будем честными, под москалями он подразумевал в то время не столько русских, сколько солдат.) Знаменитый портретист Василий Тропинин тоже считается «укргордостью», хотя родился в Новгородской губернии. Как так? А так, его, крепостного, сослал граф Морков управляющим в деревню Кукавку на Украине! Художник потом вернулся в Москву, но «натворил» в Кукавке немало. История «навыворот» со знаменитым актёром Михаилом Щепкиным, который родился и оперялся на украинских землях, а звездой стал «трохи посевернее» — в Московском Малом театре. Ещё пример. Самая первая и до сих пор одна из знаменитейших украинских опер «Запорожец за Дунаем» была написана в 1862 году Гулаком-Артемовским и оперативно поставлена в 1863 году в… Мариинке! Этот список можно продолжать бесконечно: Казимир Малевич учился в Киевской рисовальной школе, Архип Куинджи рисовал Днепр (помните его знаменитую «Лунную ночь над Днепром»), а жил в России, Иван Айвазовский — коренной феодосиец — обучался рисованию в Петербурге, развиваясь в общении с Глинкой и Пушкиным

Все вышеперечисленные «объекты русско-украинской гордости» знамениты и известны, любой культурный человек может сходу назвать их произведения. С «чисто украинскими» творцами посложнее. Во время «украинского Ренессанса» (так в Украине называют период с середины девятнадцатого по середину двадцатого века) тут расцвело огромное количество «незалежных» писателей, поэтов и композиторов, которые плодовито творили «назло гнёту России». Видимо, такой посыл не очень продуктивен, потому что имён их, кроме самих украинцев, никто почти не знает. Слыхали ли вы о Панасе Мырном, авторе нашумевшего в Киеве и окрестностях произведения «Хиба рэвуть волы, як ясла повни?» А об опере «Москаль-чародей», поставленной самым знаменитым композитором Украины Николаем Лысенко по произведению не менее знаменитого Ивана Котляревского? Да, у нас вроде как на слуху имена писателей Ивана Франко и Леси Украинки, а что они написали, ну-ка попробуйте вспомнить навскидку? Между тем у Ивана Франко, как оказалось, 50 томов «литературствований», но, видимо, неярких. В сухом остатке, если сильно напрячься, можно вспомнить оперы (и то — благодаря одноимённым фильмам) «Конотопская ведьма» и «Шельменко-денщик» (драматург — Квитка-Основьяненко), комедию «За двумя зайцами» (сочинил Михаил Старицкий) — и как-то всё, увы. Хотя нет, пардон, ещё ж «Наталка Полтавка». Ни философ Григорий Сковорода, ни икона уже «антисоветской борьбы» Васыль Стус, ни Павло Тычина ну ничего не всколыхнули в культуре за «межами незалежности». Они, без сомнения, люди выдающиеся, но внутри своей страны, никак не за её пределами. Так что, как ни крути, творить совместно с москалями у украинцев получалось «набагато краще» (гораздо лучше — рус.). Видимо, по тому же самому принципу, когда у родителей разных национальностей рождаются мегагениальные дети…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

   
   

Смотрите также: