Обобранная невеста

Василий Колташов. © / Кадр youtube.com

Василий Колташов, руководитель Центра экономи­­­ческих исследований Института глобализации и соцдвижений.

   
   

Украину в последнее время сравнивали с невестой, которой предстоит выбор между женихами: деловитым европейцем и неприглядным российским ухажёром. Украинцам первый, конечно, нравился больше. Однако истинные намерения женишка далеки от мечтаний жителей страны.

Украина оказалась в состоянии кризиса уже в 2012 г. По данным Госслужбы статистики страны, в сентябре 2012 г. пром­производство упало на 7% в сравнении с тем же периодом 2011 г. Спрос на сталь (один из основных продуктов экспорта) из-за проблем в экономике ЕС и Китая снижался. Вступление Украины в ВТО прошло на плохих условиях и ослабило внутренних производителей. Обвала гривны удалось избежать, но для этого правительство набрало кредитов. В результате за 3 года госдолг и валовой внешний долг выросли со $103,4 млрд до $135 млрд. Но займы проблем не решили. За 9 месяцев 2013 г. пром­производство упало ещё на 5%.

Всё это время власти Украины пытались усидеть на двух стульях: вступить в ассоциацию с ЕС и продолжать поставки украинских товаров в РФ на льготных условиях. Москва, однако, дала понять, что, выбрав союз с ЕС, Украина получит «европейские» пошлины на ввоз товара к нам.

В соглашение с ЕС Украине предлагают войти не как равноправному, а как младшему парт­нёру. Поставки её агропродукции на европейский рынок квотируются. Самое серьёзное ущемление - по экспорту сахара: Украина, вероятно, сможет поставлять не более 10-15% от возможного объёма. От страны требуют перейти на евростандарты (заменить ГОСТы) и запрещают дотировать национального производителя.

А ЕС получает право поставлять свой товар на украинский рынок почти без ограничений, за 5 лет пошлины снизят до нуля. Понятно, что в таких условиях украинский фермер долго не протянет, сельское хозяйство будет разрушено. Промышленности уготована та же судьба. В условиях глобального перепроизводства металлов и конкуренции на этом рынке украинские заводы выгоднее закрыть, чем реконструировать под новые стандарты. А выиграют от этого Германия и США.

На потребление мест­ной продукции внутренним рынком вряд ли стоит рассчитывать. Внутренний спрос низкий и опустится ещё. За кредит $15 млрд, который пообещал МВФ, Украина должна увеличить цены на газ и тепло на 40%, урезать бюджетные расходы, заморозить минимальную и среднюю зарплаты. Это приведёт к резкому падению доходов и так небогатого населения страны. Украина также ждёт от ассоциации с ЕС инвестиций с Запада. Но их не будет. Зачем иностранцам вкладываться в умирающее производство и сельское хозяйство? А украин­ские инвестиции, которые идут в страну через офшоры, тоже резко сократятся. Крупные бизнесмены уже спешно выводят деньги из страны и сами улетают из неё.

   
   

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции