Воздушный рекорд «Чайки»

Март для воздухоплавателей – традиционная пора проведения попыток установления национальных рекордов. Погода уже не такая суровая, как в зимние месяцы, а слабая термическая активность атмосферы все еще позволяет летать в течение всего светового дня. Рекорды в воздухоплавании засчитываются в трех номинациях: дальность, продолжительность и высота. В этот раз выбор пал на рекорд дальности для аэростатов класса АХ-7, т.е. с объемом оболочки до 2200 куб. м. Задача минимум была преодолеть 150 км и 6 часов полета, задача максимум – 300 км и 10 часов. Выполнение задачи максимум также позволяло рассчитывать пилоту на получение золотого знака международной авиационной федерации.

   
   

Экипаж воздухоплавательного клуба «Аэровальс» в составе Евгения Чубарова (пилот и будущий рекордсмен), Иван Меняйло – спортивный комиссар, т.е. человек, беспристрастно фиксирующий достижение, Николай Рябцев – фотограф и группа подбора ожидали свежего северного ветра. Уже неделю прогноз погоды намекал на то, что 7 марта будет как раз это направление. Решение на выезд мы приняли пятого числа.

Особенностью этой рекордной попытки было то, что это был первый дальний полет на воздушном шаре после введения 1 ноября 2010 года новых Федеральных правил использования воздушного пространства, значительно упростивших жизнь пилотам малой авиации. Расчет траектории полета был сделан так, чтобы как можно больше облегчить жизнь пилоту в смысле использования воздушного пространства – в обход районов аэродрома, запретных зон и зон ограничения полетов. В итоге мы даже не подавали уведомления на полет, предварительно сделали только два звонка, согласовав пролет районов аэродромов города Тулы и узнав у диспетчера Калужского диспетчерского пункта, не летают ли первые лица в предпраздничный день. Взлет, посадка и большая часть полета прошла в воздушном пространстве класса G, получение разрешение на полет в котором не обязательно. 

Аэростат под названием «Чайка» (по мотивам Ричарда Баха) был готов к старту рано утром 7 марта. Фактическая погода полностью соответствовала нашему прогнозу – «было утро, и новое солнце золотом разлилось по испещренной рябью поверхности снега». В 6 часов 51 минуту наша «Чайка» покинула деревню Казначеево Тульской области, унося на борту пилота Евгения, опечатанные самописцы и 400 литров газа, которых по нашим расчетам должно была хватить как минимум на 10 часов полета.

Максимальную скорость Евгений нашел на высоте около 600 метров от среднего уровня моря, она составляла около 45 км/ч. Наша наземная команды тем временем выдвинулась за Евгением. Первая наша встреча произошла через 3 часа после начала полета около н.п. Чернь, что на окраине Тульской области. Через 6 часов полета было пройдено 213 км, а аэростат к этому моменту находился в середине Орловской области рядом с деревней Покровское. Евгений уверенно рапортовал с борта о том, что солнце светит и греет, аэростат летит нужным курсом, топлива еще почти половина, а скорость, к сожалению, падает. Но это было не страшно, так как рекорд дальности к этому моменту пал, а значит, задача минимум выполнена.

 Продолжив траекторию полета «Чайки» мы поняли, что ожидать его следует в районе города Щигры Курской области, где 3 часа спустя мы и увидели наш аэростат. До захода солнца было еще 2 часа, топлива – 2,5 баллона, а значит, можно было стремиться к выполнению задачи максимум.

Изначально мы планировали посадку на трассе Курск-Воронеж, и даже бы там приземлились, но ветер принес Евгения в район деревни Гнилое, а полёт, тем более рекордный – занятие отнюдь не гнилое, а даже самое что ни на есть светлое - и шар летит дальше. Тем временем нежданно негаданно пал рекорд не только дальности, но и продолжительности полета (10 часов 20 минут). В итоге в 18 часов 09 минут Евгения и его воздушное судно мягко приняла дорожка в деревне Каменка Курской области, мы его уже ожидали и даже поймали воздушный шар руками.

   
   

Орава местных мальчишек и представителей более старших поколений быстро собралась вокруг аэростата, наблюдая за удивительным для них летающим объектом. С их помощью мы быстро собрали материальную часть, убедились, что приборы в наличии и записали параметры полета, пилот - цел и тронулись в обратный путь.

Итоговые результаты: дальность полета - 333 км 628 метров, продолжительность – 11 часов 18 минут 10 секунд. Сейчас оформляется рекордное дело, и через некоторое время рекорд будет утвержден Федерацией авиационного спорта России.

Читайте более подробно на сайте aerowaltz.ru, в Живом Журнале. Воздухоплавательный клуб «Аэровальс» приглашает всех желающих не только наблюдать за нашими рекордными полетами, но быть непосредственными участниками туристических развлекательных полетов в Дмитровском районе Московской области.