В Ростове-на-Дону уже несколько дней продолжается транспортный коллапс, вызванный обильными осадками.
В понедельник, 3 февраля, уже в 7:00 на дорогах Ростова пробки достигли максимальной отметки — 10 баллов по шкале «Яндекс. Пробки». Движение транспорта в городе практически остановилось, но на этот раз не из-за метели и снегопада. Коммунальные службы, расчищая дорогу, сузили её до одной полосы.
Напомним, что транспортный коллапс начался в Ростове ещё 28 января. За сутки в Ростовской области выпала месячная норма осадков. В настоящий момент движение транспорта в сторону Таганрога закрыто. В последний раз подобные пробки в городе были зафиксированы ровно год назад — 28 января 2013 года.
Подробнее о последствиях аномального снегопада в Ростове-на-Дону читайте в сюжете >>
АиФ.ru объясняет, чем чревато долгое нахождение в автомобиле.
Почему в автомобиле может стать плохо?
В этом виноват угарный газ — СО. При вдыхании воздуха с высоким содержанием угарного газа в крови гемоглобин и угарный газ образуют карбоксий гемоглобин. Гемоглобин уже не может выполнять транспортную функцию кислорода к тканям и, самое главное, к головному мозгу. Следствие — нарушение обменных процессов, вызывающее различные расстройства.
Как и почему может произойти отравление
В нашей стране от отравления угарным газом в транспортных средствах ежегодно гибнет несколько человек. В тёплое время это чаще всего случается, когда автомобиль въезжает в воду и, забуксовав, останавливается. Таким «водоёмом» может быть залитая колея, река или болото. Главное условие — вода должна доходить минимум до порогов. Автомобиль не может двигаться дальше (в силу специфики конструкции днища особую опасность в этом смысле представляют вездеходы УАЗ), люди в салоне остаются ждать подмогу, а двигатель работает…
Дальше происходит следующее: пузыри выхлопных газов затягиваются под днище и скапливаются в технологических полостях. А ещё через какое-то время угарный газ начинает просачиваться в салон. В зависимости от разных факторов (возраст автомобиля, его техническое состояние, изоляционные свойства, конструкция кузова), в течение буквально пяти минут его концентрация может стать смертельной.
Что же касается зимнего периода, то в холодное время года отравления угарным газом чаще всего случаются в ходе сильных снегопадов и метелей (мы не рассматриваем отравления в гаражах). В этом случае стоящий с работающим мотором автомобиль зачастую буквально «обносится» снегом. Тем самым значительно снижается возможность выветривания выхлопных газов, и постепенно они начинают просачиваться в салон.
Что делать, чтобы снизить риск
Нужно располагать автомобиль так, чтобы ветер (или течение) «выдували» выхлоп в сторону от автомобиля. Если это невозможно (в луже нет течения; метель кончилась, а раскопать снег не получается), можно надеть на выхлопную трубу шланг, который отведёт вредные газы подальше от машины. Ну и наконец, просто не забывать открывать окна.
Симптомы отравления и первая помощь
Самое страшное в отравлении угарным газом то, что оно происходит незаметно. У СО нет ярковыраженного запаха, его воздействие начинает ощущаться только по уже достаточно серьёзным симптомам в виде головной боли, ухудшения самочувствия, тошноты, рвоты, сухого кашля, энцефалопатии (шаткой походки), неадекватного поведения. Если эта стадия прошла, потом наступает следующая — сон, и тогда самостоятельно спастись возможности практически нет. После потери сознания смерть может настать в течение 30 минут.
Токсическое воздействие угарного газа зависит от двух величин:
- концентрации (т. е. количества СО во вдыхаемом воздухе),
- экспозиции (т. е. того, насколько долго человек подвергался воздействию).
На начальной стадии у человека нарушаются зрение, слух, моторика. При длительной экспозиции развивается коматозное состояние, человек теряет сознание. Если воздействие продолжается, то начинается необратимый процесс отмирания клеток головного мозга, сбои в дыхательной системе, нарушение сердцебиения.
В случае длительной экспозиции возможны различные неврологические нарушения, гипоксия головного мозга (состояние, когда некоторые структуры мозга уже не функционируют). Люди не могут говорить, не осознают себя, возможны параличи, человек может остаться умственно неполноценным.
Нужно иметь в виду, что все люди по-разному воспринимают воздействие угарного газа. Это зависит как от веса человека, его близости к источнику, так и от того, насколько легко он поддаётся карбоксии. Дети более восприимчивы к воздействию СО.
Первая помощь при отравлении СО
В первую очередь нужно вытащить человека на свежий воздух. Карбоксий не в крепком соединении с гемоглобином, он быстро отсоединяется под влиянием простого атмосферного кислорода. Если человек недолго был в отравленной атмосфере, он может прийти в нормальное состояние.
Если воздействие было длительным, то пострадавшему срочно нужна специализированная помощь. В первую очередь нужно наладить внешнее дыхание. Иначе возникнет замкнутый круг: человек плохо дышит, воздействие яда усиливается, дыхание становится более затруднённым. В медицинском учреждении делается искусственная вентиляция лёгких, если пострадавший ещё сам дышит, он помещается в барокамеру. Если времени прошло немного, человек может прийти в себя после помещения в барокамеру.
Порог отравления угарным газом — 20 мг/м³.
Концентрация СО, мг/м³ | Длительность воздействия | Симптомы отравления |
3 | 3 часа | Снижение точности зрительного восприятия пространства и ночного зрения |
6 | 25 мин | Снижение цветовой и световой чувствительности глаз |
50–60 | 3–5 часов | Снижение слуха, изменение ЭКГ |
80–100 | 3–5 часов | Снижение скорости зрительного восприятия, ухудшение координации движений и аналитического мышления |
440–460 | 1 час | Боль в области лба, пульсации в висках, головокружение |
880 | 2 часа | Потеря сознания, коллапс |
1300–1700 | 1,5–3 часа | Учащение дыхания и пульса, судороги, кома* |
1800 | 20 минут | Головокружение, кома |
1800–2300 | 1–1,5 часа | Ослабление дыхания и сердечной деятельности. Может наступить смерть* |
Помимо угарного газа, в выхлопе автомобилей могут присутствовать и другие, не менее опасные вещества:
Оксид азота NO
Четвёртый класс опасности. Кровяной яд, переводит оксигемоглобин в метгемоглобин и оказывает прямое воздействие на центральную нервную систему. Отличительные особенности отравления NO от отравления NO2 — быстрота, с которой развивается отравление, синюха (образование метгемоглобина), паралич и судорога как результат поражения головного мозга.
Диоксид азота NO2
Третий класс опасности. Бурый газ с удушливым запахом. Предельные концентрации: 0,14 мг/м³ — порог по изменению цветовой чувствительности глаз, 14 мг/м³ — раздражение глаз, носа и дыхательных путей, 95 мг/м³ — уменьшение диффузии СО2, отёк лёгких.
Углеводороды СmHn
Четвёртый класс опасности. Сильные наркотики индифферентного действия и смогообразующие реагенты. Экспозиция 300 мг/м³ в течение нескольких часов приводит к неустойчивости реакций нервной системы, аналогично наркотическому воздействию.
Несколько фактов о СО и автомобилях
На крупных автострадах средняя концентрация СО превышает порог отравления.
В выхлопе автомобиля содержится до 1–3 % СО по нормативам и свыше 10 % при плохой регулировке двигателя.
Дизельный мотор менее опасен с точки зрения отравления СО. Из-за того, что, по сравнению с бензином, в продуктах сгорания дизеля более высокое присутствие других веществ, их наличие позволяет почувствовать высокую концентрацию выхлопных газов.
Угарным газом можно отравиться, перевозя крупногабаритные предметы на легковых автомобилях с открытой дверью багажного отсека.
В России испытания на содержание вредных веществ проводятся уже более двадцати лет. В 1992 году была введена сертификация, в том числе включающая «Оценку содержания вредных веществ в салонах и кабинах автомобилей». Была разработана методика испытаний за ГОСТом 12.105-88 «Предельно допустимые концентрации в воздухе рабочих зон». В соответствии с ней, проводится оценка герметичности, а также оценка вредности объекта испытаний (автомобиля) для водителя и пассажиров. Исследования ведутся на содержание CH, СО и оксидов азота. Сертификации подвергаются как отечественные, так и импортные автомобили.
Материал впервые опубликован 13 марта 2013 года