23 октября Православная Церковь чтит память преподобного Амвросия Оптинского. Великий старец (в миру Александр Михайлович Гренков) был прославлен в лике святых на Поместном Соборе в 1988 году.
Житие Амвросия Оптинского
Александр Гренков родился 23 ноября 1812 года в селе Большие Липовицы Тамбовской епархии в семье пономаря Михаила Фёдоровича. В семье было восемь детей: четыре сына и четыре дочери. В детстве Александр на каждый праздник вместе с отцом пел и читал на клиросе*.
Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в первый класс Тамбовского духовного училища. В 1830 году Александр поступил в Тамбовскую духовную семинарию. После успешного окончания семинарии в 1836 году он не стал продолжать учёбу в Духовной Академии, поскольку дал обет постричься в монахи. Некоторое время Александр был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища.
8 октября 1839 года Александр решил принять постриг и отправился в Оптину пустынь. В обители он помогал монахам, варил дрожжи, пёк хлеб, был помощником повара. Через два года он принял постриг и был наречён Амвросием, в память святителя Медиоланского**.
В 1843 году он был рукоположен в иеродиаконы, а через 2 года — в иеромонахи. Вскоре после рукоположения здоровье Амвросия резко ухудшилось, и он был пострижен в схиму*** с сохранением прежнего имени. Из-за болезни Амвросий практически не вставал с постели.
Находясь в Оптиной пустыни, старец Амвросий ежедневно принимал верующих и отвечал на десятки писем. Он щедро раздавал милостыню и заботился о вдовах, сиротах, больных и страждущих.
В последние годы своей жизни Амвросий основал женскую обитель в Шамордине, в 12 верстах от Оптины. В монастыре также были детский приют, школа, богадельня и больница.
Старец Амвросий умер в октябре 1891 года в Шамордино. После смерти его тело было решено перевезти в Оптину Пустынь, где покоились его духовные наставники — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии Амвросия выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22).
В июне 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский был причислен к лику святых.
Поучения преподобного старца Амвросия
-
Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем.
-
Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога, почему на неблагодарность людей не должно обращать никакого внимания.
-
От ласки у людей бывают совсем иные глазки.
-
Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — моё почтение.
-
Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадёт.
-
Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
-
Лицемерие хуже неверия.
-
Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя.
-
Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.
-
Самолюбие наше — корень всему злу.
-
На слово не верь всякому вздору без разбору — что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.
-
Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих.
-
Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию — это происходит от гордости. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.
*Клирос (греч. κλῆρος — часть земли, которая досталась по жребию) — в Православной Церкви место, на котором во время богослужения находятся певчие и чтецы.
**Святитель Амвросий Медиоланский (340–397) — миланский епископ, проповедник, один из четырёх великих латинских учителей церкви, он обратил в христианство и крестил отца христианской церкви Августина.
***Схима — торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схима разделяется на малую и великую. Пострижение в малую схиму сопровождается произнесением обетов послушания, а великая схима означает совершенное отчуждение от мира ради единения со Христом.