В пятницу, 3 февраля, в Минске прошла большая пресс-конференция президента Белоруссии Александра Лукашенко для местных и зарубежных журналистов, в ходе которой он также ответил на различные вопросы об отношениях страны с Россией. В частности, белорусский лидер прокомментировал создание в России пограничных зон вдоль общей границы, вопрос поставок нефти и газа, планы по созданию российской авиабазы в Бобруйске и поставки продовольствия.
Пограничные зоны
В среду, 1 февраля, на официальном портале правовой информации России были опубликованы три приказа ФСБ, из которых следует, что на границе с Белоруссией создаются пограничные зоны в Псковской, Смоленской и Брянской областях. Это связано с тем, что белорусская сторона разрешила безвизовый въезд на срок до пяти суток гражданам 80 стран. В рамках Союзного государства между Россией и Белоруссией существует режим свободного передвижения, и иностранцы, прибывшие без виз в Минск, могут нелегально проникнуть на российскую территорию.
Ранее это сообщение вызвало возмущение белорусского МИДа, в ходе пресс-конференции темы установления пограничных зон коснулся и Лукашенко.
«Почему кого-то настораживает, что мы отменили визы для граждан каких-то стран? — возмутился Александр Лукашенко. — Тем более что мы себя позиционируем как центр евразийского континента. Мы разрешили людям приехать на пять дней через только один аэропорт в Минске. Какая же это угроза для Российской Федерации?» Он назвал создание пограничных зон «бездумными, нескоординированными шагами», которые ухудшают отношения двух стран, и отметил, что этого нельзя делать, так как у Москвы и Минска и так достаточно проблем.
«У нас есть международные договорённости. Мы не нарушили ни одной из них, Россия пинает их в хвост и в гриву. Договорились и о прозрачности границы. А один какой-то министр (директор ФСБ Александр Бортников — прим. АиФ.ru), пусть даже сильный, пусть даже фээсбэшник, одним росчерком пера всё это перечеркнул. Это что, нормально?» — возмутился белорусский лидер.
Кроме того, президент Белоруссии продолжил критиковать политику Москвы, указав на нелогичность её аргументации. Он заявил, что приказ Александра Бортникова об установлении пограничной зоны был подготовлен ещё в декабре 2016 года, в то время как указ о безвизовом режиме Белоруссии с 80 странами был подписан только 9 января. Также после пресс-конференции в белорусском МИД заявили, что страна может увеличить срок возможного пребывания иностранцев без виз.
«Мы хотим подчеркнуть, что это не так, никакого пограничного режима не вводилось. Речь идёт о введении пограничных зон, прилегающих к границе районов. Это связано с необходимостью регламентирования посещения приграничных районов гражданами третьих стран», — пояснили в пресс-службе.
При этом в Кремле считают, что никаких последствий от такого шага для граждан Белоруссии и России нет и быть не может, и напомнили, что 14 сентября 2014 года президент Белоруссии подписал указ № 433, который регламентирует установление приграничных территорий в пределах территориально-административных единиц, примыкающих к российско-белорусской границе.
«Совершенно справедливым образом подписание такого указа и введение приграничных территорий было обусловлено интересами обеспечения пограничной и приграничной безопасности, а также организации надлежащего уровня взаимодействия по пресечению незаконной миграции, наркотрафика и контрабанды. Это абсолютно правильная аргументация, абсолютно правильное решение, и в данном случае наши пограничники идут абсолютно по такому же пути», — отметили в Кремле.
Нефтегазовый спор
Нефтегазовый спор между Россией и Белоруссией начался в начале 2016 года, после того как Минск заявил о несправедливости цены на российский газ и в одностороннем порядке стал платить за него по меньшей цене. Россия, в свою очередь, заявила о снижении беспошлинных поставок нефти в Белоруссию, связав это как с недоплатой за газ, так и с недопоставками нефтепродуктов в РФ. Лукашенко отметил на пресс-конференции, что Белоруссия имеет право на снижение цены российского газа из-за удешевления нефти в мире.
«Газ привязан к нефти. Когда нефть была 120 долларов, всё было хорошо. Мы платили дикие деньги за нефть. Соответственно, по формуле был привязан газ к этой нефти. И он имел высокую цену. И мы платили эту цену. Упала нефть до 40 долларов, сейчас там 51 доллар и так далее, значит, упала цена и на природный газ», — сказал Лукашенко.
Белорусский лидер также сказал, что российская сторона отказывается понижать цену, заявляя, что 132 доллара за тысячу кубометров, которые сейчас платит Белоруссия, и так самая низкая цена.
«Это не логика. У нас есть договорённость, у нас есть практика... это договорённость, и её надо выполнять. <...> Спор шёл исключительно по газу, они (Россия — прим. АиФ.ru) начали в нарушение всех договоренностей резать нефть. Мы обратились, конечно, в суд, согласно нашим договоренностям. Судебное разбирательство будет, естественно, но разве это нормально?» — заявил он, отметив, что из-за этого спора «мы потерять больше можем».
Далее Лукашенко заявил, что Белоруссия обойдётся без российской нефти, если на другой чаше весов будет независимость.
«Зачем хвататься за живое? Зачем нас брать за горло? Понятно, что без российской нефти мы обойдёмся. Нам будет очень трудно... но свобода, независимость — это очень рентабельно, это не оценивается никакими деньгами и никакими числами. Это несопоставимо, если на одной чаше независимость, а на другой — российская, иранская, азербайджанская или американская нефть. Мы всё равно найдем выход», — сказал Лукашенко.
Москва вновь утверждает, что у Минска остаются долги за поставки газа в прошлом году, и настаивает на их возвращении. Комментируя финансовые претензии Минска к Москве, в пресс-службе Кремля заявили, что Россия выделила Белоруссии более шести миллиардов долларов в виде кредитов, и эта кредитная нагрузка легла дополнительным бременем на российский бюджет. При этом Москва продолжает оказывать Минску масштабную экономическую, политическую и другую помощь. Также в пресс-службе напомнили, что из-за беспошлинных поставок нефти в Белоруссию с 2011 по 2015 год Россия недополучила в бюджет 22,3 миллиарда долларов.
Продуктовые споры
В 2016 году Россельхознадзор несколько раз вводил запреты на поставку продукции животного происхождения с ряда белорусских предприятий, объясняя это нарушением техрегламентов ЕАЭС. Позднее часть ограничений была снята, однако в конце года министр сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леонид Заяц заявил, что в поставках продовольствия на российский рынок ограничены 20 компаний.
Во время пресс-конференции Лукашенко предложил возбудить уголовное дело против главы Россельхознадзора Сергея Данкверта. По его мнению, Данкверт препятствует поставкам белорусских продуктов в Россию.
«Что касается продуктов питания... Нам надо изучить вопрос и возбудить уголовное дело по Данкверту... за нанесение ущерба государству. Когда он у вас побудет в следственном изоляторе, тогда он будет отдавать себе отчёт в том, что он творит. Я скажу главное: все эти данкверты — люди заинтересованные, у каждого огромная латифундия, они сами являются производителями того или иного продукта», — заявил Лукашенко.
Комментируя предложение политика, пресс-секретарь Россельхознадзора Юлия Мелано заявила, что все ограничения на поставки белорусской продукции вводятся в рамках правил международной торговли. В Кремле предложение президента Белоруссии Александра Лукашенко вызвало недоумение.
«В Москве, безусловно, недоумевают в связи с решением президента Белоруссии открыть уголовное дело против руководителя Россельхознадзора Данкверта. Мы считаем, что российский Россельхознадзор выполняет свои функции, выполняет их блестяще, и мы действительно недоумеваем в связи с таким решением», — сказали в пресс-службе президента РФ.
Авиабаза на территории Белоруссии
В сентябре 2015 года президент России Владимир Путин отдал распоряжение о подписании соглашения по созданию российской авиабазы в Белоруссии. Однако 6 октября, за несколько дней до очередных президентских выборов в Белоруссии, Лукашенко заявил, что не обсуждал с Россией создание военной базы на территории республики.
В ходе пресс-конференции Лукашенко предложил России не создавать авиабазу на территории Белоруссии, а дать Минску 20 самолетов.
«Говорят, военная база... Да бросьте, кому нужны эти 10 самолетов, которые Россия хотела посадить в Бобруйске? Надо воссоздавать, создавать этот аэродром. Уже взлётно-посадочную полосу наполовину разобрали, зачем 10 самолетов? Я говорю, вы дайте мне эти 20 самолетов, у нас отличные пилоты, у нас отличная школа, вы знаете, что мы не хуже воюем на военных самолетах, вы нам дайте 20 самолетов, мы же единая группировка», — заявил он.
Камни в россиян
Тем не менее Лукашенко выразил уверенность в том, что Москва и Минск смогут решить все спорные вопросы и договориться. «Рано или поздно мы всё равно договоримся... Мы люди и хотим людьми зваться. <...> Вы должны понимать: пока я президент, ни один камень в сторону русского человека, россиянина, брошен не будет. Вы должны это знать чётко», — добавил белорусский лидер.