Проблема экологичности автомобилей возникла ещё в середине ХХ века, когда машины стали массовым продуктом. Европейские страны, находясь на сравнительно небольшой территории, ранее других стали применять различные экологические нормативы. Они существовали в отдельных странах и включали различные требования к содержанию вредных веществ в выхлопных газах у автомобилей.
В 1988 году Европейской экономической комиссией ООН был введён единый регламент (так называемый Евро-0) с требованиями снизить уровень выбросов окиси углерода, оксида азота и других веществ в автомобилях. Раз в несколько лет требования ужесточались, другие государства также стали вводить подобные нормативы.
Экологические нормы в Европе
С 2015 года в Европе действуют нормы Евро-6. Согласно этим требованиям, для бензиновых двигателей устанавливаются следующие допустимые выбросы вредных веществ (г/км):
- Оксид углерода (CO) — 1
- Углеводород (СН) — 0,1
- Оксид азота (NOx) — 0,06
- Взвешенные частицы (PM) — 0,005
Для автомобилей с дизельными двигателями стандарт Евро-6 устанавливает другие нормы (г/км):
- Оксид углерода (CO) — 0,5
- Оксид азота (NOx) — 0,08
- Углеводороды и оксиды азота (HC+NOx) — 0,17
- Взвешенные частицы (PM) — 0,005
Экологический стандарт в России
Россия следует стандартам Евросоюза по выбросам выхлопных газов, хотя их реализация отстаёт на 6-10 лет. Первым стандартом, который был официально утверждён в РФ, стал Евро-2 в 2006 году.
С 2014 года в России на ввозимые автомобили действует стандарт Евро-5. С 2016 года он стал применяться и на все производимые автомобили.
Стандарты Евро-5 и Евро-6 имеют одинаковые нормы максимального количества выбросов вредных веществ для автомобилей с бензиновым двигателем. А вот для автомобилей, двигатель которых работает на дизельном топливе, стандарт Евро-5 имеет менее строгие требования: оксид азота (NOx) не должен превышать 0,18 г/км, а углеводороды и оксиды озота (HC+NOx) — 0,23 г/км.
Нормы выбросов в США
Федеральный стандарт к выбросам в атмосферу в США для легковых автомобилей делится на три категории: транспортные средства с низким уровнем выбросов (LEV), транспортные средства со сверхнизким уровнем выбросов (ULEV — гибриды) и транспортные средства с супернизким уровнем выбросов (SULEV — электромобили). На каждый из классов существуют отдельные требования.
В целом все производители и дилеры по продаже автомобилей на территории США придерживаются требований по выбросам в атмосферу агентства ЕРА (LEV II):
Категория |
Пробег (миль) |
Неметановые органические газы (NMOG), г/миль |
Оксид азота (NOx), г/миль |
Оксид углерода (CO), г/миль |
Формальдегид (HCHO), г/миль |
Взвешенные частицы (PM) |
---|---|---|---|---|---|---|
LEV |
50,000 |
0.075 |
0.05 |
3.4 |
0.015 |
– |
120,000 |
0.090 |
0.07 |
4.2 |
0.018 |
0.01 |
|
ULEV |
50,000 |
0.040 |
0.05 |
1.7 |
0.008 |
– |
120,000 |
0.055 |
0.07 |
2.1 |
0.011 |
0.01 |
|
SULEV |
120,000 |
0.010 |
0.02 |
1.0 |
0.004 |
0.01 |
Стандарты выбросов в Китае
В Китае программы по контролю за выбросами загрязняющих веществ автомобилями начали появляться в восьмидестые годы, а общенациональный стандарт появился лишь в конце девяностых годов. Китай начал применять постепенно строгие стандарты выбросов выхлопных газов для легковых автомобилей в соответствии с европейскими нормами. Эквивалентом Евро-1 стал Китай-1, Евро-2 — Китай-2 и т. д.
Текущий национальный стандарт автомобильных выбросов в Китае — Китай-5. Он устанавливает различные нормы для автомобилей двух типов:
- Автомобили типа 1: транспортные средства, вмещающие не более 6 пассажиров, включая водителя. Масса ≤ 2,5 тонны.
- Автомобили типа 2: другие лёгкие транспортные средства (включая лёгкие грузовые автомобили).
Согласно стандарту Китай-5, предельные уровни выбросов загрязняющих веществ для бензиновых двигателей следующие:
Тип автомобиля |
Масса, кг |
Оксид углерода (CO), г/км |
Углеводороды (HC), г/км |
Оксид азота (NOx), г/км |
Взвешенные частицы (PM) |
---|---|---|---|---|---|
1 |
все |
1 |
0,1 |
0,06 |
0,0045 |
2 |
<1305 |
1 |
0,1 |
0,06 |
0,0045 |
1305-1760 |
1,81 |
0,13 |
0,075 |
0,0045 |
|
> 1760 |
2,27 |
0,16 |
0,082 |
0,0045 |
Автомобили с дизельными двигателями имеют другие предельные нормы выбросов:
Тип автомобиля |
Масса, кг |
Оксид углерода (CO), г/км |
Углеводороды и оксиды озота (НС + NOx), г/км |
Оксид азота (NOx), г/км |
Взвешенные частицы (PM) |
---|---|---|---|---|---|
1 |
все |
0,5 |
0,23 |
0,18 |
0,0045 |
2 |
<1305 |
0,5 |
0,23 |
0,18 |
0,0045 |
1305-1760 |
0,63 |
0,295 |
0,235 |
0,0045 |
|
> 1760 |
0,74 |
0,35 |
0,28 |
0,0045 |
Нормы выбросов в Бразилии
Программа контроля за выбросами моторных транспортных средств в Бразилии называется PROCONVE. Первый стандарт был внедрён в 1988 году. В целом эти нормы соответствуют европейским, однако ныне действующий PROCONVE L6, хотя и является аналогом Евро-5, не включает в себя обязательное наличие фильтров для фильтрации твёрдых частиц или количества выбросов в атмосферу.
Для автомобилей, масса которых не превышает 1700 кг, стандарты выбросов по PROCONVE L6 следующие (г/км):
- Оксид углерода (CO) — 2
- Общее содержание углеводородов (THC) — 0,3
- Летучие органические вещества (NMHC) — 0,05
- Оксид азота (NOx) — 0,08
- Взвешенные частицы (PM) — 0,03
Если масса автомобиля больше 1700 кг, то нормы меняются(г/км):
- Оксид углерода (CO) — 2
- Тетрагидроканнабинол (THC) — 0,5
- Летучие органические вещества (NMHC) — 0,06
- Оксид азота (NOx) — 0,25
- Взвешенные частицы (PM) — 0,03.
Где более строгие нормы?
В целом развитые страны ориентируются на сходные нормы по содержанию вредных веществ в выхлопных газах. Евросоюз в этом плане является своеобразным авторитетом: он наиболее часто обновляет эти показатели и внедряет жёсткое правовое регулирование. Другие страны следуют за такой тенденцией и также обновляют нормы выбросов. Например, китайская программа полностью эквивалентна Евро: нынешний Китай-5 соответствует Евро-5. Россия также пытается не отставать от Евросоюза, но на данный момент реализуется стандарт, который действовал в европейских странах до 2015 года.
Смотрите также:
- Международный день Чёрного моря: интересные факты об уникальном водоёме →
- Молочные моря, ложное дно и другие неразгаданные тайны океана →
- В каких морях больше медуз? →