Компания «АвтоВАЗ». Досье

Категория:  Обслуживание Авто

«АвтоВАЗ» — крупнейший автопроизводитель в России, который принадлежит альянсу «Рено-Ниссан». Из 46 заводов альянса только «АвтоВАЗ» имеет полный цикл производства автомобилей под 4 брендами (LADA, Renault, Nissan и Datsun).

   
   

Технические возможности заводов, которые расположены в Тольятти и Ижевске, предусматривают выпуск до одного миллиона автомобилей в год. Их доля на российском рынке по итогам 2015 года составила 17,9%. Объём производства за этот период автомобилей «Лада», Renault, Nissan и Datsun — 468,5 тыс. шт.

История создания завода

В 60-х годах Советский Союз не обладал технологиями производства современных легковых автомобилей. В связи с этим в 1966 году было принято решение привлечь к проектированию и строительству нового завода крупнейший итальянский концерн Fiat.

15 августа 1966 года в Москве глава Fiat Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.

Строительство завода было начато в январе 1967 года. Решением ЦК ВЛКСМ строительство ВАЗ было объявлено ударной комсомольской стройкой, что позволило привлечь тысячи молодых специалистов со всей страны. Помимо концерна Fiat, к масштабному проекту были привлечены компании из Великобритании, США, Франции и ФРГ.

Первые модели

19 апреля 1970 года с главного конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», спроектированные на базе Fiat-124, известные в большинстве зарубежных стран как «Лада». Материалы и комплектующие для автомобилей использовались исключительно советские.

Первая модель ВАЗ была маломощной, объём двигателя составлял 1,2 л, мощность — 62 л. с., максимальная скорость — 140 км/ч. С учётом советских реалий, при проектировании этой модели был увеличен дорожный просвет, а также усилены кузов и подвеска.

   
   

ВАЗ-2101 выпускался до 1988 года. За всё время производства с конвейеров завода сошли 4,85 млн этих автомобилей всех модификаций с кузовом седан. В последующие годы на его базе было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, которое производилось до 17 сентября 2012 года. С 1972 года был начат выпуск второй модели — пятидверного универсала ВАЗ-2102, а также модели ВАЗ-2103, прообразом которой стал Fiat-124 Speciale образца 1968 года. Самой популярной советской моделью «Жигулей» стала ВАЗ-2106, производство которой было освоено в 1976 году.

Волжский автомобильный завод (ВАЗ) в городе Тольятти. Художники-конструкторы Владимир Антишин и Геннадий Проскуряков. 01.03.1973 г. Фото: РИА Новости/ Юрий Абрамочкин

Начало экспорта

В 1971 году у модели ВАЗ появилось ещё одно имя — «Лада», предназначенное для зарубежного потребителя. Советские автомобили были довольно популярны в Венгрии, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии. Экспортные модели можно было также встретить в Азии, Африке, Латинской Америке, Канаде, Австралии и Океании. В целом, в начале 1970-х годов на автомобили, произведённые в СССР, приходилось более 60% всех денежных средств от экспорта продукции отечественного машиностроения. 

Производство первой полноприводной модели

В конце 70-х модельный ряд ВАЗ пополнился полноприводным вездеходом ВАЗ-2121 «Нива». В 1970 году тогдашний председатель Совета министров Алексей Косыгин поручил сразу трём автогигантам — АЗЛК, «АвтоВАЗу» и «Ижмашу» — создать автомобиль «для села», однако ВАЗ справился с этой задачей лучше конкурентов. Внедорожник произвёл фурор как в СССР, так и на мировом рынке. Автопроизводителям удалось создать первый в мире комфортный внедорожник малого класса с полным приводом, независимой подвеской и комфортабельным салоном. Модель была представлена в трёхдверном и пятидверном исполнении, оснащена бензиновым двигателем ёмкостью 1,7 литра и отлично подходила для сложных условий эксплуатации. Большая часть автомобилей уходила на экспорт в Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Великобританию и Германию.

Начало производства переднеприводных моделей

В 1984 году на заводе началось производство переднеприводных моделей — ВАЗ-2108 «Спутник»/Lada. Через три года ВАЗ представил пятидверный вариант этой машины — ВАЗ-2109. Последней моделью, которую «АвтоВАЗ» стал выпускать до развала Советского Союза, была 4-дверная модификация ВАЗ-2109 в кузове седан —ВАЗ-21099 «Спутник/Самара Форма».

Новые модели 2000-х годов

В 2004 году на заводе был налажен выпуск компактного семейства «Калина» (седан, хэтчбек и универсал). А в 2007-м году на ВАЗе выпустили модернизированную «десятку» — Lada Priora. В конце 2011 года на смену седану «Калина» пришла более дешёвая модификация, которую назвали «Гранта». А в 2012 году на конвейер поступил построенный на базе Renault Logan универсал Lada Largus. Все современные модели ВАЗ оснащены бензиновыми двигателями, соответствующими нормам экологического стандарта.

Стратегическое партнёрство с зарубежными автопроизводителями

В феврале 2008 года «АвтоВАЗ» и Renault создали стратегическое партнёрство, в котором Renault принадлежит 25% + 1 акция в уставном капитале завода. В 2010 году это сотрудничество распространилось и на Nissan. Через год на заводе в Тольятти была полностью реконструирована платформа главного сборочного конвейера, и 4 апреля 2011 года было начато совместное производство автомобиля Lada Largus. В мае 2012 года было объявлено, что альянс запланировал довести долю своих акций ОАО «АВТОВАЗ» до 67%, после чего российское предприятие вошло в состав совместного предприятия альянса «АvtoVAZ Renault Nissan». Благодаря партнёрству с зарубежными автопроизводителями, «АвтоВАЗ» начал применять международные стандарты производства, а альянс, в свою очередь, использует опыт специалистов российского рынка.

Новые перспективные разработки

В ноябре 2015 года «АвтоВАЗ» начал продажи седана LADA Vesta на абсолютно новой платформе собственной разработки. Vesta стала первым автомобилем компании, дизайн которого выполнен в новом фирменном стиле. От предыдущих моделей новинку отличают хорошие ездовые характеристики и богатое оснащение. В феврале 2016 года компания вывела на рынок компактный кроссовер LADA XRAY, созданный на базе Renault Sandero. Несмотря на отсутствие полного привода, автомобиль способен передвигаться по лёгкому бездорожью, благодаря геометрическим параметрам и высокому клиренсу.

Спортивные модели

С самого основания «АвтоВАЗ» занимались спортивными автомобилями. Дебют ВАЗ-2101 состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. А на международных гонках «Тур Европы» в 1971 году ВАЗ завоевал золотые и серебряные кубки. C начала 80-х годов завод начал участвовать в чемпионатах мира и Европы в классических ралли, супермарафонах и ралли-рейдах. В 1995 году на финише супермарафона «Париж – Москва – Улан-Батор – Пекин» LADA SAMARA Т3 и два автомобиля LADA NIVA Т3 заняли второе, десятое и одиннадцатое места в абсолютном зачёте и первое командное место. В последние годы «АвтоВАЗ» участвует в чемпионатах мира по шоссейно-кольцевым гонкам (WTCC).