Классик советского кино Всеволод Пудовкин: жизненный путь режиссера

Категория:  Персоналии

   
   

Пудовкин родился 28 февраля (16 февраля по старому стилю) 1893 года в Пензе. Отец его происходил из крестьян, работал приказчиком и коммивояжером.

Когда Всеволоду было четыре года, его семья переехала в Москву. Он учился в шестой Московской гимназии. В этом возрасте Всеволода интересовали живопись, игра на скрипке и точные науки. Поэтому он поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета МГУ, несмотря на то, что родители хотели, чтобы он стал врачом.

Однако выпускных экзаменов Всеволод Пудовкин сдать не успел – началась Первая мировая война, и он добровольцем ушел на фронт. Он был ранен и попал в плен, из которого в 1918 году смог сбежать.

Пудовкин вернулся в Москву - но оказался уже не в Российскую империи, а в большевистской России. После возвращения с войны он сначала работал делопроизводителем в военкомате, а потом - химиком на одном из московских заводов.

В 1920 году он поступил в Первую государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса (ВГИК). Этот поступок изменил всю его жизнь.

Будучи еще студентом, Пудовкин сыграл в фильме Владимира Гардина «Серп и молот» (1921) и был его сорежиссером. Вместе с Гардиным он также работал над фильмом «Голод… голод… голод» (1921), написал сценарий к фильму «Слесарь и Канцлер» (1923).

   
   

В 1924 году Пудовкин женился на актрисе Анне Николаевне Земцовой (Анна Ли), а с 1825 года стал работать на студии «Межрабпом-Русь» (впоследствии киностудия имени Горького).

В 1826 году он снял немой черно-белый фильм «Мать» по одноименному роману Максима Горького. Сценарий фильма написал Натан Зархи, оператором был Анатолий Головня. Эта картина по праву считается одной из лучших в творчестве Всеволода Пудовкина, она получила признание не только в СССР, но и за рубежом. Иностранные кинокритики не раз включали «Мать» в списки лучших фильмов в истории кино.

В последующие годы Пудовкин вместе с Зархи и Головней снял еще два немых фильма, признанных шедеврами кино – «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингисхана» (1929). Они вместе с лентой «Мать» образовали трилогию, поскольку были связаны общей темой революционной борьбы.

Однако следующий его фильм «Простой случай» о красноармейцах, вышедший в 1932 году, подвергся критике.

В 30-е годы Пудовкин снимал идеологически окрашенные фильмы – «Дезертир» (1933), «Победа» (1938), а затем его стала интересовать историческая тематика – появились фильмы «Минин и Пожарский» (1939) и «Суворов» (1941).

С началом Великой Отечественной войны вышли две военные драмы Пудовкина – «Убийцы выходят на дорогу» (1942) и «Во имя Родины» (1943, сорежиссер – Дмитрий Васильев). В послевоенные годы Пудовкин снимал фильмы о возвращении солдат с войны домой («Три встречи», «Возвращение Василия Бортникова») и историко-биографические ленты («Адмирал Нахимов», «Жуковский»).

Кроме того, Пудовкин активно играл в кино, писал сценарии к своим фильмам. За свою жизнь он написал несколько книг о киноискусстве, а также преподавал во ВГИКе на режиссерском факультете.

В 1949 году ему было присвоено звание народного артиста СССР. В 40-е и 50-е годы он также стал лауреатом трех Сталинских премий.

Умер Всеволод Пудовкин 30 июля 1953 года в Юрмале в возрасте 60 лет. До конца не оправившись после гриппа, он попытался вернуться к активной жизни, однако его поразил инфаркт.

 

Смотрите также: