1 марта — День памяти двенадцати Святых мучеников — Памфила, Валента диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии.
Все они пострадали во время гонения на христиан в начале IV века при правлении императора Диоклетиана в 308-309 годах в Кесарии Палестинской. В те времена многие приняли страдания за веру, однако во все века людей удивляла стойкость мучеников в исповедании христианства.
Кем были двенадцать Святых мучеников?
Двенадцать Святых мучеников были разного происхождения.
Памфил был родом из Вириты (Бейрут). Он получил образование в Александрии. Памфил полностью посвятил себя богословию. Из Александрии он переехал в Кесарию Палестинскую, где принял священный сан и возглавил богословскую школу.
Ещё до начала гонений Памфил жил подобно монаху, отвергая всякое плотское наслаждение. Много времени он уделял переписыванию и комментированию Священного Писания. Благодаря Памфилу в Кесарии была собрана обширная библиотека духовных книг.
Святому Памфилу во многом помогал святой Валент, диакон Елийской церкви, человек преклонного возраста, прекрасно знавший Священное Писание.
Павел был мирянином. Вместе с Памфилом и Валентом он приобщал к христианству язычников. За то все трое были заключены на два года в темницу правителем Кесарии Палестинской Урбаном. Они приняли смерть от меча вместе с пятью юношами-христианами, которые назвали себя именами ветхозаветных пророков: Илии, Еремии, Исаии, Самуила и Даниила. Никого из них преследователям не удалось склонить к вероотступничеству.
Слуга пресвитера Памфила, 18-летний Порфирий, услышав об этой казни, просил у правителя разрешения похоронить тела казнённых, и за это был убит и сожжён.
Свидетелями его мученичества стали Селевкий — бывший воин, Феодул — пожилой христианин и Иулиан — молодой каппадокиец. Все они отдали дань уважения мученикам и за это с ними расправились: Селевкий был казнён мечом, Феодула распяли на кресте, а святого Иулиана по приказу правителя сожгли.
Четыре дня тела двенадцати казнённых не были погребены. Ни звери, ни птицы не притронулись к ним. Увидев это, язычники позволили христианам похоронить тела святых мучеников.
Почему в IV веке были особо жестокие гонения* на христиан?
Почти два десятилетия Диоклетиан терпимо относился к христианам. Но попав под влияние зятя Максимиана Галерия, который ненавидел христиан, поддался его убеждениям и поверил, что именно христиане являются виновниками пожара в никомидийском императорском дворце.
Диоклетиан в указе от 296 года писал, что не позволительно новой религии порицать древнюю: «Величайшее преступление — упразднять то, что некогда было определено и установлено древними. Поэтому мы намереваемся со всею ревностью наказывать злостное упрямство дурных людей, которые противопоставляют новые и неслыханные секты древним богослужениям, чтобы уничтожить по своему гнусному произволу то, что нам некогда было даровано богами. Есть опасность, что со временем они смогут своими позорными обычаями и извращенными законами персидских людей, своей отравой заразить скромный и спокойный римский народ и весь наш земной круг. Поэтому мы повелеваем предавать основателей и глав вместе с их отвратительными писаниями строжайшему наказанию — сожжению в огне; их приверженцы, и прежде всего фанатики, должны быть караемы смертью, их имущество подлежит конфискации».
В 303 и 304 годах Диоклетиан издал четыре указа, подвергнув христиан самым кровавым преследованиям. Все места собраний христиан он приказал разрушить. Христиан, занимавших государственные и военные должности, вмиг смещали и преследовали всей мощью римской власти, добиваясь отречения от веры под страхом пыток и смерти. Император также лишил христиан права выступать в суде обвинителями и свидетелями и обращаться с просьбой о защите. Христиан массово убивали и подвергали пыткам. Особенно жестокими были гонения на востоке, в Азии и в Египте.
*С точки зрения римского государства и права, христиане были оскорбители величества (majestatis rei), отступники от государственных божеств (άθεοι, sacrilegi), последователи запрещенной законом магии (magi, malefici), исповедники недозволенной законом религии (religio nova, peregrina et illicita). Христиане обвинялись в оскорблении величества, потому что для богослужений собирались тайно, составляя недозволенные собрания (участие в «collegium illicitum» или в «coetus nocturni» приравнивалось к бунту) и потому, что отказывались чтить изображения императора возлияниями и курениями. Отступничество от государственных божеств (sacrilegium) было одной из форм оскорбления величества. Чудесные исцеления в Риме считали делом запрещенной законом магии, полагая, что Иисус дал последователям магические книги с секретами изгнания демонов и исцелений. Поэтому священные книги христиан были предметом особого розыска римских властей, особенно при Диоклетиане. Магические сочинения и самих волшебников закон присуждал к сожжению, а соучастников — к распятию или смерти в цирке.