Как убрать свои данные из базы рассылки любой организации и куда жаловаться, если этот вопрос не удаётся урегулировать мирным путём, АиФ.ru рассказал юрист сервиса Правовед.ru Эдуард Мирасов.
Какой закон защищает граждан от смс-спама?
Часто граждане, участвуя в каких-либо торговых акциях и получая дисконтные карты, подписывают анкеты, где, как правило, мелким шрифтом указывается, что они дают согласие на получение рекламы от данной компании (в том числе путём смс-рассылки или телефонных звонков). В последующем гражданин забывает об этом случае и, когда через полгода – год начинает получать рекламу, он думает, что своё согласие на её получение не давал.
В таких случаях необходимо письменно уведомить организацию, что, в соответствии с п. 2 ст. 15 закона «О персональных данных», вы требуете прекратить использовать свой номер телефона и удалить его из базы компании. Если после данного заявления организация продолжит беспокоить гражданина, то необходимо обращаться в Роскомнадзор. Именно данная государственная структура занимается контролем за правомерностью использования персональной информации граждан и в случае нарушения порядка её использования принимает административные меры к нарушителю.
Как наказать нарушителя?
Если организация даже после обращений гражданина продолжает очень настойчиво использовать его телефон, то в жалобе в Роскомнадзор необходимо просить привлечь организацию к административной ответственности.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, организацию-нарушителя должны привлечь по ст. 13.11. Согласно ей, за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа. На граждан — в размере от трёхсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти до десяти тысяч рублей.
Также гражданин, на основании ст. 24 закона «О персональных данных», через суд может взыскать компенсацию морального вреда с организации-нарушителя.
Как не попасть в базу рассылки?
Организации, проводящие рекламные акции, распространяющие дисконтные и накопительные карты, перед тем как выдать их, просят заполнить анкету. Если вы напротив текста, в котором указано о согласии на использование персональных данных гражданина для получения рекламных сообщений, поставите отметку с указанием того, что вы против получения данной рекламы, то организация не имеет права беспокоить вас смс-рассылкой и звонками. Если при этом компания отказывается выдавать дисконтную или накопительную карту, а в заявлении не прописано условие, что при отказе получать рекламу от организации карта не выдаётся, то отказ в выдаче карты будет незаконен и гражданин также может подать жалобу на данную организацию в Роспотребнадзор.