Для того чтобы в России управлять легкомоторной лодкой (а также катером или гидроциклом), вам понадобятся два документа: судовой билет (это регистрация вашего транспортного средства в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМСе)), а также официальные права на управление этим транспортным средством.
Для того чтобы получить права, необходимо:
1. Окончить курсы судовождения, которые функционируют в вашем городе. Аналогичные услуги предоставляет и сама ГИМС.
В среднем, обучение на права ГИМС длится около полутора месяцев и подразделяется на теоретическую и практическую части. Основные темы занятий: «Теория устройства судна», «Лоция ВВП»*, «Навигационные огни и знаки», «Судовой такелаж»**, «Административное право», «Безопасность эксплуатации», «Теория судовождения», «Метеорология и радиосвязь», «Правила плавания».
Практика, в свою очередь, проводится либо на воде, либо посредством электронного тренажёра, в зависимости от учебного центра. Также для допуска к экзаменам на права ГИМС возможно и удалённое прохождение курса.
2. Пройти внутренний экзамен по теории и практике.
Он будет включать в себя теорию и практику, которую вы отработали на курсах.
3. Собрать необходимый пакет документов: заявление на бланке личной карточки судоводителя, справка об окончании курсов по подготовке судоводителей маломерных судов. Также медицинская справка о годности к управлению маломерным судном, документ, удостоверяющий личность, и пара фотографий 3×4 см.
4. Пройти экзамен непосредственно в ГИМСе.
Экзамен на права ГИМС так же делится на теорию и практику. Теория представляет собой компьютерный тест по типу аналогичного в ГАИ, в объёме типовой программы подготовки судоводителей. После успешного прохождению этого этапа необходимо пройти практический экзамен у государственного инспектора по маломерным судам.
5. Получить права на транспортное средство.
После успешной сдачи экзаменов через десять дней вы получите удостоверение судоводителя. Документ действителен 10 лет и содержит пометки о типах маломерных судов, разрешённых для управления (катер, моторная лодка, парусное судно, гидроцикл), и о дозволенном районе плавания (внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации, внутренние водные пути Российской Федерации, внутренние воды, не включённые в перечень внутренних водных путей Российской Федерации).
*Лоция внутренних судоходных путей — это раздел судовождения, где изучаются навигационные опасности, средства навигационного оборудования водного пути, пособия для выбора безопасных и навигационных курсов.
** Судовой такелаж — это совокупность всех снастей на судне, обеспечивающих выполнение важнейших функций: управление парусом и подъемом флага, установка сигнальных огней, перемещение и крепление грузов.