Как первоначально называлась Спасская башня?

Категория:  События
Ответ редакции

26 апреля 1658 года указом царя Алексея Михайловича главная из 20 башен Московского кремля из Фроловской была переименована в Спасскую. Новое название было дано в честь чудотворной иконы Спаса Нерукотворного, которую государь привёз из Вятки. Образ был поставлен в Успенском соборе, а ворота и башню, через которые его внесли в Кремль, стали именовать Спасскими.

   
   

АиФ.ru рассказывает историю Спасской башни и происхождение названия.

Спасская башня. Фото: www.russianlook.com

Этимология названия

Первоначальное название Фроловская было дано башне в честь церкви Святых Фрола и Лавра, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. До наших дней этот храм не сохранился.

История Спасской башни

Спасская (Фроловская) башня была построена в 1491 году, в период княжения Ивана III. Об этом свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные над въездными воротами башни. С внешней её стороны надпись сделана на латинском языке, с внутренней — на русском:

«В лето 6999 [1491] июля божией милостию сделана быстсия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана — прим. ред.)».

Строительство башни положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. В 1508 году через ров от неё перекинули деревянный мост.

В 1624–1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле с элементами маньеризма (несохранившиеся обнажённые «статуи-болваны»), образное решение которого восходит к башне ратуши в Брюсселе. В 1628 году фигуры сильно обгорели во время пожара и были убраны с башни.

   
   

В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

Традиции и обычаи Спасских ворот

Спасские ворота являлись главными из всех кремлёвских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, написанным на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой; этот обычай сохранился вплоть до XIX века: по свидетельству Хуана Валеры, «проходя под ними, все обязаны обнажать головы и кланяться, причём от обязанности воздавать такие почести никоим образом не освобождены ни иностранцы, ни те, кто исповедует иную, а не православную веру». Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов.

На образ Спаса Смоленского молились приговорённые к смерти преступники, которых казнили на Лобном месте (впрочем, современные историки утверждают, что на самом Лобном месте казни никогда не проводились).

Спасские ворота являлись парадным въездом в Кремль. От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России начиная с царя Михаила Фёдоровича перед коронацией торжественно проходили через них.

Существует легенда, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота в захваченной Москве, то порыв ветра стащил с него его знаменитую треуголку. При отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню было приказано взорвать, однако подоспевшие донские казаки потушили уже зажжённые фитили.

Часовни Спасских ворот

Слева и справа от Спасских ворот всегда находились часовни. Слева стояла часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), справа — Великого Совета Ангел (Спасская). Часовни построены каменными в 1802 году. В 1812 они были разрушены и восстановлены по новому проекту. В 1868 году, при реставрации Спасской башни по проекту архитектора П. А. Герасимова, часовни были разобраны и построены заново. 22 октября 1868 года новые шатровые одноглавые часовни были освящены. Обе часовни принадлежали Покровскому собору. В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Обе часовни были снесены в 1925 году.