История перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа

Категория:  Христианство

29 августа православные христиане празднуют перенесение из Едессы* в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа (Спаса Нерукотворного), которое произошло в 944 году. Образ Спасителя был поставлен в Форосской церкви Пресвятой Богородицы.

   
   

АиФ.ru рассказывает об истории перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа.

Спас Нерукотворный. Новгород Великий. XII век. Фото: Википедия

Как появился Нерукотворный Образ Иисуса Христа

Написать изображение Иисуса Христа поручил своему живописцу Ананию правитель сирийского города Едессы Авгарь. Во время болезни проказой до него дошли слухи о чудесах, творимых Иисусом Христом, и Авгарь решил написать ему письмо с просьбой исцелить его. Отправить это письмо он решил вместе с Ананием.

Когда Ананий прибыл в Иерусалим, он увидел Иисуса Христа, окружённого народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь.

Тогда он встал на высокий камень и попытался издали написать образ Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Тогда Иисус Христос сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором обещал прислать своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению.

После этого Иисус Христос попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отёр его убрусом, и на нём отпечатлелся лик Христа. Убрус и письмо Спасителя Анания принёс в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление, лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода ученика Иисуса. Им был апостол от семидесяти святой Фаддей, который читал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря, а затем и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Там Нерукотворный Образ Иисуса Христа хранился много лет.

Что произошло с Нерукотворным Образом Иисуса Христа после правления Авгаря?

Авгарь получает Нерукотворный Образ Иисуса Христа. Композиция со створки триптиха. Монастырь Святой Екатерины, Синай. Фото: Википедия

Нерукотворный Образ Иисуса Христа хранился над воротами Едессы много лет. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, решил снять Образ с городской стены.

   
   

Тогда Едесский епископ решил скрыть изображение Христа. Придя ночью, Епископ зажёг перед образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами.

Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Однако, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадёжным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши образ, который должен спасти город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ увидел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. Таким образом, сразу возникли две версии изображения: Мандилион (на плате) и Керамион (на плитке). По стенам города был совершён крестный ход с Нерукотворным Образом, и персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912–959) пожелал перенести Образ в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя города.

29 августа 944 года Мандилион перемещается в Константинополь? и через два десятилетия тем же путём следует и Керамион. Согласно свидетельствам паломников, обе реликвии хранились в сосудах-ковчегах, подвешенных на цепях в одном из нефов Храма Богоматери Фаросской, домовой церкви Императора. Сосуды никогда не открывались, и обе реликвии никогда не демонстрировались, но списки начали возникать и распространяться по христианскому миру, постепенно приняв форму известного иконописного канона.

После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году Мандилион предположительно попал в Париж, хранился там до 1793 года и исчез во время французской революции.

*Едесса — древний город, предшественник современного города Шанлыурфа на юго-востоке современной Турции. Столица Осроены, важный центр раннего христианства.