День святого Иосифа, обручника Богородицы. Справка

Категория:  Христианство
Ответ редакции

19 марта католическая церковь чтит память святого Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. 

   
   

Сведения об Иосифе Обручнике содержат Евангелия от Матфея и от Луки в повествованиях о рождении и детстве Спасителя. 

Иосиф происходил из рода царя Давида, но жил в бедности в Назарете. 

Он был почтенным вдовцом преклонного возраста, от первого брака у него были сыновья. 

Из Евангелий также известно, что Иосиф был плотником и обучил этому ремеслу Иисуса Христа. 

Когда дева Мария достигла брачного возраста и не могла более находиться при Храме, было решено поручить её заботам достойного пожилого человека, чтобы охранить данный Ею обет девства. Для этого и был избран праведный вдовец, плотник Иосиф. 

Обручение Марии с Иосифом. Джордано Лука. Неаполь, 1634-1705 Фото: Commons.wikimedia.org

В Евангелие от Матфея сказано: Пресвятая Дева Мария была обручена с Иосифом, и, «прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф 1. 18). 

   
   

Праведный Иосиф, увидев, что вверенная ему девица непраздна, хотел дать ей без публичной огласки разводное письмо, однако во сне ему явился ангел Господень и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф 1. 20-21). Это полученное во сне откровение сближает его образ с образами ветхозаветных патриархов.

Дева Мария родила «Сына Своего первенца, и он нарёк Ему имя Иисус» (Мф 1. 25). 

Святой Иосиф с ребенком-Христом. Живопись школы Куско, Перу Фото: Commons.wikimedia.org

Как сказано в Евангелии от Луки, Иосиф Обручник вместе с семьей отправился в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи (Лк 2. 4-5). Там, в Вифлееме, и родился Иисус.

Согласно Евангелию от Матфея, новорождённого посетили восточные мудрецы, которые «видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»; согласно Евангелию от Луки, к нему пришли пастухи, получившие откровение от ангелов, что «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». 

Евангелие от Луки говорит, что на девятый день от рождения Младенца обрезали, а на сороковой Иосиф Обручник и Богородица принесли новорождённого в Иерусалимский храм, где совершили установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца. Там и произошла встреча со старцем Симеоном и с пророчицей Анной, признавших в младенце будущего Мессию Израиля*

Евангелие от Матфея сообщает о повелении иудейского царя Ирода Великого убить всех рождённых в Вифлееме младенцев, чтобы погубить младенца Иисуса, и о бегстве Иосифа, вразумлённого ангелом Господним во сне, с Марией и её новорождённым сыном в Египет. 

Вернувшись из Египта после смерти Ирода, Иосиф Обручник с семьёй поселился в Назарете (Мф 2. 19-23). 

Последнее упоминание об Иосифе в Новом Завете относится ко времени, когда Иисусу Христу исполнилось 12 лет. Иосиф и Богородица, ежегодно совершавшие пасхальное паломничество в Иерусалим, взяли с собой на праздник сына. Возвращаясь домой, они обнаружили исчезновение Иисуса, которого «через три дня нашли... в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их...» (Лк 2. 46). 

Святое семейство: Мария, Иосиф и младенец Иисус. Клаудио Коэльо. 1642-1693. Фото: Commons.wikimedia.org

Более никаких прямых упоминаний Иосифа Обручника в Евангелиях нет; возможно, его уже не было в живых ко времени начала общественного служения Иисуса Христа. По преданию, праведный Иосиф умер в возрасте 110 лет. Тело его было погребено в Гефсиманской пещере, где уже покоились родители Пресвятой Богородицы.

Религиозное почитание св. Иосифа возникло после XIII века и развивалось вплоть до середины XX века. Около 1030 г. Иосифа Обручника начали поминать в Уинчестере (Англия). В 1129 г. в Болонье (Италия) в его имя была освящена церковь бенедиктинского монастыря. Имя святого внесли в литании рукописных миссалов (missalia plenaria) XII в. Самая ранняя месса святому - в миссале** конца XIII века монастыря св. Флориана близ Линца (Австрия).

В 1479 году папа Римский Сикст IV ввёл праздник в честь Иосифа Обручника во всей римско-католической церкви. Папа Григорий XV в 1621 году объявил этот день литургически установленным днем памяти, папа Бенедикт XIII включил Иосифа в литанию всех Святых, папа Пий IХ ввёл в 1847 году праздник святого Иосифа как патрона всей церкви (праздник Покрова святого Иосифа). Его праздновали в третье воскресение после Пасхи, а с 1914 года — в третью среду после Пасхи. С 1919 года существует Prafation (восхваление) Иосифа.

 

В некоторых странах День святого Иосифа (Feast of St. Joseph) является официальным общенародным праздником, в некоторых в этот день чествуют отцов, например, в Испании и Италии. А в Бельгии святого Иосифа считают покровителем страны. 

Святой Иосиф является также покровителем орденских обществ, братств и союзов, носящих его имя; супругов и христианских семей, детей, молодёжи, дев, сирот, воспитателей, путешественников, узников, умирающих, рабочих и ремесленников, дровосеков, инженеров, сапёров.

День Святого Иосифа празднуют с особенными блюдами, цветами, статуями, открытками, свечками, вином и особенными хлебами и тортами. Мясо на столе запрещено, так как праздник выпадает на первый день поста у католиков.


*В этот день (15 февраля по новому стилю, 2 февраля — по старому) православные отмечают великое Сретение Господне. На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.

** Мисса́л (лат. Missale) - вРимско-католической церкви богослужебная книга, содержащая последования Мессы с сопутствующими текстами, календарём и т. п.