Что такое соматогравитационные иллюзии и как они проявляются?

Ответ редакции

31 мая Минобороны России заявило, что причиной крушения пассажирского лайнера Ту-154 над Черным морем могло быть нарушение пространственной ориентировки у командира экипажа. По словам экспертов, пилот находился под воздействием «соматогравитационных иллюзий», то есть верил своим ощущениям, а не показаниям приборов. 

   
   

Иллюзии во время полета могут возникать у подавляющего большинства пилотов с различной частотой, в различной форме и степени выраженности. Суть соматогравитационных иллюзий в следующем. Во время интенсивного прямолинейного ускорения самолета у пилота возникает иллюзия взлета и наоборот — резкое падение скорости ощущается как снижение. Происходит это из-за того, что вестибулярный аппарат сбивается и фактическое положение в пространстве отличается от ощущаемого. Из-за отрицательных перегрузок пилоту кажется, что самолет всё еще летит вверх и он пытается выжимать штурвал «от себя», чтобы исправить «неправильное» положение.

При соматогравитационных иллюзиях показания навигационных приборов об опасных отклонениях самолета могут остаться незамеченными из-за перегруженности пилота, отвлечения внимания на другие проблемы, рассеянности или преднамеренного игнорирования информации о полете. 

По статистике, на ситуации связанные с пространственными иллюзиями, в которых пилот не в состоянии чувствовать, куда он летит, приходится около 5-10% ошибок при пилотировании, и 90% из них оканчиваются фатально. 

Почему возникают сбои в работе вестибулярного аппарата? 

Вестибулярный аппарат — это часть внутреннего уха, которая отвечает за равновесие и правильную ориентацию в пространстве.

При нарушении вестибулярного аппарата человек теряет способность ориентироваться и возникают нарушения зрительного и слухового восприятия. 

Вестибулярный аппарат человека состоит из нескольких отделов. Его основой являются полукружные каналы и преддверие. Внутри каналов есть чувствительные волоски, а сами каналы заполнены студенистой жидкостью. При любом, даже самом малейшем перемещении головы жидкость в каналах смещается, надавливает на волоски, а те в свою очередь порождают импульсы в окончаниях вестибулярного нерва. В мозг мгновенно поступает информация об изменении положения тела. Информация об изменении происходящего в пространстве поступает и от органов зрения. Сигнал идет к вестибулярному аппарату, который имеет свою собственную информацию об обстановке. В этот момент возникает сбой в обработке сигналов.

   
   

Какими бывают нарушения пространственной ориентировки?

— Иллюзия крена

Иллюзия крена происходит при выполнении медленного разворота с креном. При резком выравнивании крена, вестибулярный аппарат получает сигнал об изменении положения тела, но по ощущениям летчику кажется, что выполнен противоположный крен. Если пилот доверится своим ощущениям, и проигнорирует приборные показания, то он введет самолет в крен.

— Кориолисова иллюзия 

Кориолисова иллюзия случается когда пилот находится в установившемся развороте достаточно долго. В таком положении жидкость внутреннего уха перестает двигаться и мозг начинает «думать» что вы находитесь в прямолинейном горизонтальном полете. Если в этот момент вы слишком быстро кивнете головой, то жидкость внутреннего уха начнет двигаться в совершенно других направлениях. Предприняв необдуманные действия в такой ситуации, пилот может ввести самолет в опасное положение.

— Траурная спираль 

Такая иллюзия возникает, если пилот находится в развороте достаточно долго, жидкость внутреннего уха перестает двигаться. При возращении в прямолинейный полет, пилот чувствует, что поворачивает в противоположном направлении и начинает возвращаться к первоначальному развороту. Самолет при этом теряет высоту и начнет снижаться.

— Иллюзия инверсии 

Слишком быстрое перемещение носа самолета вниз, создает ощущение падения назад. В такой ситуации пилоты пытаются еще больше опустить нос самолета и самолет интенсивно идет на снижение. 

— Иллюзия «лифт»

Столкновение с восходящим потоком в зоне турбулентности может заставить пилота опустить нос самолета. У пилота при этом возникает чувство необходимости перевести машину на снижение.

Смотрите также: