Очень часто по радио после блока рекламы можно услышать слова «не является публичной офертой». Такую же надпись можно увидеть в углу рекламных билбордов либо в видеороликах по телевизору. Тем не менее, мало кто знаком с этим юридическим понятием.
АиФ.ru рассказывает о том, что такое публичная оферта, и о её отличиях от других видов предложений.
Что такое оферта?
Современное понятие «оферта» образовано от латинского слова «offero», которое означает «предлагать». Согласно Гражданскому кодексу РФ, части 1, статьи 435, оферта — это предложение одной стороны — оферанта — совершить покупку товара у другой стороны — акцептанта. Инициатива со стороны оферанта может быть как устной, так и письменной (в виде договора), но формально оферта считается принятой только после письменного подтверждения второй стороны.
Все оферты объединяет ряд общих черт:
1. Наличие намерения заключить договор о покупке продукции.
2. Наличие всех основных условий будущего договора.
3. Недвусмысленность и понятность любой из сторон сведений, указанных в оферте.
Предложение заключить сделку включает в себя множество моментов, это:
- наименование товаров, выставленных на продажу;
- качество и цена товаров;
- время, которое даётся акцептанту на принятие решения о покупке.
Существует несколько видов оферт:
- Публичная оферта.
- Свободная оферта.
- Твёрдая оферта.
- Безотзывная оферта.
Что такое публичная оферта?
Публичная оферта — это предложение о покупке товара для всех, кто отзовётся. Это значит, что, размещая публичную оферту, компания не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим при заключении публичного договора (кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами).
Согласно статье 437 Гражданского кодекса РФ, существует три основных обязательных условия публичной оферты:
1) всем должно быть понятно, что оферта явно выражает намерение указанного в ней лица заключить договор;
2) предложение о заключении договора содержит все его существенные условия;
3) оферент готов заключить такой договор со всяким лицом, которое согласится принять данное предложение без оговорок.
Реклама и иные предложения (выставление товаров на прилавках, в витринах, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах в каталогах и т. п., в месте их продажи) для неопределённого круга лиц считаются офертами, если иное прямо не указано в предложении (согласно п.1 ст. 437 ГК РФ).
Так, публичной офертой считаются выставление витрин с товарами в магазинах, список продукции в интернет-магазинах, список блюд в меню в ресторанах и кафе.
Что ещё нужно указать в публичной оферте?
Сопроводительные документы и принадлежности товара (какие именно документы будут приложены к товару):
- Гарантийный срок и гарантийные обязательства.
- Согласие на обработку персональных данных покупателя (с указанием, какие именно данные обрабатываются).
- Порядок доставки товара.
- Порядок оплаты товара.
- Порядок возврата товара.
- Порядок направления и рассмотрения претензий покупателей, а также разрешения споров в судебном порядке.