Что такое Песах и как этот праздник отмечают иудеи?

Категория:  Иудаизм
Ответ редакции

Последнее обновление: 18.04.2016 г.

   
   

Древнейший праздник иудеев Песах связан с важным событием истории еврейского народа — Исходом из Египта, избавлением от рабства.

Песах ежегодно начинается 14 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю. В самом Израиле этот праздник семидневный, за его пределами — восьмидневный. В григорианском летосчислении дата каждый год разная и высчитывается отдельно. В 2016 году Песах начинается с заходом солнца 22 апреля и заканчивается 30 апреля. Дни празднования посвящены событиям Исхода.

Память об Исходе — чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине XIII века до н. э. (Библия, Книга Исхода, гл. 12–15) — основа иудаизма. Библейские тексты повествуют, как Моисей по велению Бога выводил народ Израиля из Египта. Ночью 14 числа месяца нисана погибли все первенцы Египта, кроме еврейских. Дома евреев, помеченные кровью жертвенных ягнят, кара небесная обошла стороной. Этой ночью народ Израиля под предводительством Моисея покинул египетские земли.

Именно в память о том, что ангел смерти миновал израильские семьи, и был назван праздник: «Песах» на иврите означает «миновать, обойти или пройти мимо».

Песах также называют праздником паломничества в Иерусалим наряду с двумя другими паломническими праздниками — Суккот и Шавуот. Для израильтян это время массовых экскурсий и поездок по всей стране и, в особенности, в Иерусалим.

Традиции праздника Песах

До наступления праздничной недели евреи собирают по всему дому всё квасное (хамец) и сжигают в утро перед Песахом. Квасным считается любое мучное блюдо, при готовке которого в тесте прошёл процесс брожения (во все дни празднования Песаха запрещено есть квасное и предписано избегать продуктов, которые могут забродить).

   
   

Кроме того, существует традиция собирать перед началом праздника «меот хиттим», что когда-то означало деньги на муку для мацы, а позднее — деньги на праздничный стол для бедняков (маца — это особые пресные лепёшки из неквашеного теста; их пекут в память о том, как евреи, покидавшие Египет в спешке, взяли с собой хлеб, наскоро сделанный из теста, которое не успели заквасить).

Утром накануне Песаха мужчины-первенцы символически постятся в память о спасении первенцев Израиля при десятой казни египетской.

В первый и седьмой дни празднования иудеи не работают, в остальные дни работа разрешается, но с некоторыми ограничениями.

Первая ночь и первые два дня праздника (в Израиле — только первый день) называются Йом-Тов, «добрый, праздничный день». В первый день Песаха в синагогах проводят торжественное богослужение: читается молитва о росе, а также псалмы благодарения Богу под названием Халлел.

Вечером 14 нисана еврейские семьи собираются за трапезой дома, где читают Седер корбан Песах (порядок пасхального жертвоприношения), после чего собственно начинается Песах. Трапеза называется седер, её совершают в первую и вторую ночь праздника в строго определённом порядке. Во время седера принято читать Хаггаду, молитву, в которой рассказывается об Исходе израильтян из Египта.

Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера. Фото: Commons.wikimedia.org / RadRafe

Седер очень важен в праздновании Песаха. За время трапезы каждый должен выпить четыре бокала вина в честь четырёх чаш, упоминаемых в Торе, а на столе должно быть три (иногда две) мацы, положенные одна на другую.

Кроме того, на столе должно быть куриное яйцо и куриное крылышко как символ жертвенного агнца, сосуд с солёной водой — напоминание о слезах израильтян во времена египетского рабства, марор (сельдерей, хрен или другая горькая трава) и харосет (сладкая смесь из фруктов, орехов, вина и муки) в память о глине, из которой евреи делали кирпичи во времена египетского рабства. К концу трапезы открывают входную дверь, обозначая начало исхода — «ночь бдения» для всех сынов Израиля. Принято также на седер приглашать всех нуждающихся.

В последний день Песаха, связываемый с переходом евреев через Красное море, читают в синагогах Хазкарат Нешамот — молитву поминания погибших. Кроме того, существует традиция в этот день пойти к водоёму и петь отрывок из Торы, посвящённый событиям Исхода, под названием «Песнь на море». Седьмой день Песаха, как уже упоминалось, — нерабочий.

Что общего у еврейского Песаха и христианской Пасхи?

Название христианского праздника «Пасха» — прямое перенесение названия иудейского праздника. «Песах» по-русски — «Пасха». События Страстной седмицы произошли во время празднования еврейской Пасхи.

При всей разнице между библейским и Евангельским событиями богословы видят в них немало параллелей: и здесь, и там речь идёт о смерти и спасении, о свободе и рабстве, о жертвенной крови и о хлебе. Евангелие от Иоанна (1:29) и 1-е Послание к Коринфянам (5:7) говорят: Христос в своей искупительной жертве уподобился невинному агнцу (ягнёнку), которого в его времена евреи по обычаю закалывали перед началом Песаха. И как кровь невинного агнца спасла от гибели египетских сыновей-первенцев, так спасает Христова кровь человеков, созданных, чтобы стать сынами Божьими.

Люди часто упоминают образы из истории Песаха, чтобы сделать речь понятней. Апостол Павел писал: «Избавьтесь от старых дрожжей, чтобы стать новой опарой теста, ибо вот что представляете вы собой как верующие: хлеб без закваски. Ибо Христос, наш Агнец пасхальный, был отдан на заклание» (1-е Коринфянам 5:7).

Почему не должны совпадать Песах и Пасха?

Церковь определяет, что день Христова Воскресения не должен совпадать с днём еврейской Пасхи, то есть с 14 нисана по еврейскому календарю: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, святый день Пасхи […] с иудеями праздновати будет — да будет извержен от священнаго чина» (Апостольские правила. Правило 7).

Дело в том, что, в соответствии с Евангелием, само Воскресение Христово произошло после иудейской Пасхи. Именно поэтому, то есть для соблюдения хронологии евангельских событий, празднование Пасхи было установлено Первым Вселенским Собором так, а не иначе. О возможности совпадения празднования еврейской и христианской Пасхи до сих пор ведутся споры. Но, как уточняют священнослужители, было бы крайне странно явно противоречить Евангелию, определяя дату важнейшего христианского праздника.