Что отмечает Церковь в день сорока Севастийских мучеников?

Категория:  Христианство
Ответ редакции

22 марта (по старому стилю — 9 марта) Православная Церковь чтит память сорока Севастийских мучеников — воинов-христиан, принявших мученическую смерть за христианскую веру в городе Севастии (в Малой Армении, на территории современной Турции) в 320 году. 

   
   

День сорока мучеников — это единственный большой непреходящий праздник, который всегда приходится на время Великого поста, независимо от того, ранняя Пасха или поздняя. 

История праздника 

В 313 году имератор Константин Великий издал указ разрешавший христианам исповедовать свою веру и уравнявший их в правах с прочими гражданами империи. Но соправитель Константина Ликиний был язычником и в своей части империи искоренял широко распространившееся христианство. Ликиний готовился к войне против прекратившего преследования христиан императора Константина и, опасаясь измены, решил очистить от них свое войско.

Сорок Севастийских мучеников. Барельеф XX века. Музей Боде, Берлин. Фото: Commons.wikimedia.org / Andreas Praefcke

В 320 году в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Он призвал в Севастию, где находилась его резиденция, двенадцатый императорский легион, называемый Молниеносным (Legio XII fulminata), возглавляемый дуксом Лисием. Сорок воинов этого легиона отказались принести жертву имперским идолам.

Происходили они из разных стран, но все были христианами. Воины представали перед правителем один за другим и объявляли свое исповедание, говоря: «Я — христианин!»

Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Житие говорит, что воины предались усердной молитве и услышали голос: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

Наутро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от христианства. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Тогда Агриколай приказал вновь заключить воинов в темницу. Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Они твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить их камнями. Но камни летели мимо цели — камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что воинов ограждает неведомая сила. Ночью в темнице они вновь молились.

   
   

На следующий день их вновь склоняли к отречению, но воины остались непреклонны. Вечером их раздели, вывели за город и поставили под стражей в покрытое льдом озеро. 

Сорок мучеников Севастийских. Фото: Commons.wikimedia.org

Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, однако забежав туда, тут же умер. 

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам. 

Наутро римские начальники с удивлением обнаружили, что казнимые живы, а бывший стражник Аглаий вместе с ними стоит в водах озера и славит Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. 

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его сподвижников. Тела их были сожжены, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал и с честью похоронил их.

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти пост ослабляется и совершается Литургия преждеосвященных даров.

Церковь Сорока Севастийских мучеников, построенная (или обновленная и освященная в их честь) в городе Тырново, столице Болгарского Царства во времена Ивана II Асеня. Фото: Commons.wikimedia.org / Svik

9 марта (22 марта по новому стилю) 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В благодарность царь построил на этом месте храм (по другим источникам, он обновил прежде стоявший в том месте храм) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил в память о славной победе надпись на колонне этого храма.​

Что готовили в день Сорока мучеников на Руси? 

День Сорока мучеников, в просторечии «Сороки», прочно связан в народном сознании с числом сорок. Крестьянки пекли из овсяной и ржаной муки сорок шариков и выбрасывали по одному каждый день за окошко. 

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Крестьяне, видя, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли его полет особым смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении спускается вниз. Так жаворонки, по мысли наших предков, повторяют песнь славы, вознесенную мучениками, и их смирение.