Последнее обновление 01.12.2015 г.
Воздушный командный пункт стратегического управления второго поколения, который в СМИ окрестили «самолётом Судного дня», будет передан Министерству обороны России до конца 2015 года. Об этом сообщили в «Объединенной приборостроительной корпорации». О том, что представляет собой новый российский самолет, АиФ.ru узнал у эксперта.
— Разработка «самолётов судного дня» началась в США в 60-х годах, когда возросла вероятность взаимных ядерных бомбардировок с СССР. Это так называемые воздушные командные пункты, которые предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.
Основным преимуществом такого самолёта является его живучесть: так, координаты наземных объектов могут быть известны противнику заранее, а воздушный командный пункт обнаружить гораздо сложнее. Важно, что такие самолёты при любых условиях в обязательном порядке нанесут ответный удар по ракетным установкам противника.
Вообще, если говорить о развитии военной авиации, сначала были так называемые подземные командные пункты, потом появились наземные, а вот сейчас, как видите, речь уже о воздушных. Следующим шагом, я думаю, будет размещение пунктов базирования в космосе. Но если всё-таки говорить о настоящем моменте, то сейчас в России используются воздушные командные пункты Ил-80, или же «самолёты судного дня второго поколения».
«Восьмедесятки» разработаны на базе пассажирского самолёта Ил-86 и смогут выполнить задачу управления вооружёнными силами в случае вооружённого конфликта с применением ядерного оружия. Безусловно, России необходимо развивать свой потенциал в данном направлении, и я не удивлюсь, если «самолёты судного дня» третьего поколения поступят у нас на вооружение в ближайшее время.