Чем запомнился известный лётчик-испытатель Степан Микоян?

Категория:  Люди
Ответ редакции
Степан Микоян. Фото: Commons.wikimedia.org/ Vitaly Ragulin

В пятницу, 24 марта, на 95 году жизни скончался Герой Советского союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации Степан Микоян. Об этом сообщает пресс-служба Российской самолётостроительной корпорации «МиГ».

   
   

«Коллектив корпорации МиГ выражает глубокие соболезнования семье и всем, кто близко знал Степана Анастасовича. Его уход — это потеря для всей отечественной авиации. Он прожил долгую и достойную жизнь. Его имя навсегда останется в истории авиации и в нашей памяти», — заявили в корпорации.

Степан Микоян родился 12 июля 1922 года в городе Тбилиси (Грузия) в семье знаменитого советского государственного деятеля и будущего Героя Социалистического Труда Анастаса Ивановича Микояна.

В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, а в декабре того же года ушёл на фронт. 

Участие в войне

16 января 1942 года Микоян был сбит по ошибке советским лётчиком М. А. Родионовым. Степану Анастасовичу удалось посадить горящую машину, после этого он попал в медсанбат с ожогом рук, лица, левой ноги и коленного сустава правой ноги 3 степени.

Через полгода получил назначение под Сталинград, а затем — на Северо-Западный фронт.

К октябрю 1942 года выполнил 14 боевых вылетов. Провёл 3 воздушных боя, в составе группы сбил 6 самолётов противника.

   
   

В ноябре 1942 года капитан Микоян награждён орденом Красного Знамени за 14 боевых вылетов декабре 1941-январе 1942 годов, 3 воздушных боя и 6 сбитых самолётов противника в группе.

Степан Микоян, 1965 г. Фото: РИА Новости/ Лев Иванов

Член ВКП(б) с 1943 года.

В августе 1944 года Микоян, командир звена 12 гвардейского истребительного авиаполка гвардии, награждён орденом Красной Звезды за выполнение 7 вылетов на сопровождение особо важных вылетов и литерных поездов.

Войну он закончил с двумя боевыми орденами.

Испытания самолётов «МиГ»

С 1945 по 1951 год был слушателем инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского.

После его окончания перешел на лётно-испытательную работу в ГК НИИ ВВС. В течение 23 лет испытывал боевые самолеты «МиГ».

В 1975 году за проведение государственных испытаний самолёта МиГ-25 был удостоен звания Героя Советского Союза.

Степан Микоян летал вплоть до 1978 года. В общей сложности освоил 102 типа летательных аппаратов, в том числе МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27.

С апреля 1978 года занимал должность заместителя главного конструктора московского НПО «Молния» по лётным испытаниям. В космическом полёте «Бурана» отвечал за управление кораблём на участке снижения и посадки.

Звания и награды

  • медали «За оборону Москвы» и «За оборону Сталинграда»;
  • орден Красного Знамени (1942 г.);
  • четыре ордена Красной Звезды (1944, 1956, 1957 и 1966 гг.);
  • Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1964 г.);
  • Герой Советского Союза (1975 г.);
  • орден Ленина (1975 г.);
  • орден Отечественной войны I степени (1985 г., в ознаменование 40-летия Победы в ВОВ);
  • Почётный член Общества лётчиков-испытателей;
  • Почётный гражданин города Ахтубинска Астраханской области (2010 г.).