Чем запомнился актер Алексей Баталов?

Категория:  Персоналии
Ответ редакции

Ночью, 15 июня, на 89-м году жизни в одной из московский больниц скончался Народный артист СССР Алексей Баталов. По словам супруги актера, Баталов два месяца находился в больнице, после двойного перелома ноги. Актер перенес операцию в январе 2017 года, 23 февраля он был вновь госпитализирован в связи с осложнениями после протезирования сустава. С мая он проходил реабилитацию.

   
   
Алексей Баталов. Фото: www.globallookpress.com

Досье

Алексей Владимирович Баталов — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр и сценарист. Народный артист СССР. Широкую известность получил благодаря роли Бориса Бороздина в знаменитом фильме Михаила Калатозова «Летят журавли».

Родился 20 ноября 1928 года в городе Владимире в семье актеров Московского художественного театра Владимира Баталова и Нины Ольшевской. 

Родители Алексея расстались, когда сыну было три года, а через два года мама вышла замуж за известного в те годы писателя Виктора Ардова. В квартире, где Баталов жил с матерью и отчимом в Москве на Большой Ордынке, подолгу гостила поэтесса Анна Ахматова, часто бывали поэты Осип Мандельштам, Борис Пастернак, писатели Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров.

В 1941 году началась война, и Алексея с мамой эвакуировали в татарский город Бугульма. Мать осталась верна призванию и даже в эвакуации организовала свой театр. Алексею на тот момент не исполнилось и 15 лет. Юноша помогал маме в театре, а со временем начал играть небольшие роли. Алексей с рождения не сомневался, что сцена станет неотъемлемой частью его жизни, но вот в силу своего таланта не особо верил. В 1944 году он дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Лео Арнштама «Зоя».

После войны Баталов возвращается в Москву. В 1950 году Алексей Владимирович начинает работу в Московском художественном академическом театре (МХАТ). В том же году он был командирован в труппу Театра Советской армии для прохождения военной службы.

В 1953 году Алексей Баталов снова вернулся во МХАТ.

   
   

Следующий опыт работы в кино актер получил только через 10 лет. Иосиф Хейфиц предложил актеру главную роль в фильме «Большая семья». Режиссер тогда создавал на экране новый образ рабочего-стахановца, и помогал в этом именно молодой Баталов.

Позже актер не раз играл в фильмах Хейфица: в 1955 году фильм «Дело Румянцева», в 1960 — «Дама с собачкой», в 1964 — «День счастья». Во всех этих кинолентах герои Баталова — интеллигентные, сильные духом люди. Этот образ понравился режиссерам, и Алексей Баталов начинает получать новые предложения.

В 1956 году Марк Донской приглашает играть роль Павла Власова в экранизации повести Горького «Мать». В следующем году Алексей Баталов исполняет роль, которая стала новой вехой в его биографии. Речь идет о картине «Летят журавли» Михаила Калатозова. Фильм вошел в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа и был удостоен Золотой пальмовой ветви Международного кинофестиваля в Каннах.

В 60-х годах Баталов все больше увлекается радиотеатром и режиссурой. В качестве режиссера-постановщика Алексей Баталов снял три картины. Им были экранизированы «Шинель» (1959) по Николаю Гоголю, «Три толстяка» (1966) по Юрию Олеше совместно с Иосифом Шапиро, «Игрок» (1972) по Федору Достоевскому.

Среди его радиопостановок: «Казаки» Льва Толстого, «Белые ночи» Федора Достоевского, «Поединок» Александра Куприна, «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова и «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира.

Также с 1975 года Баталов преподавал актерское мастерство во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК), а с 1980 становится профессором и заведующим кафедрой.

Баталов писал не только сценарии, но и стихи, детские сказки, а также увлекался живописью. 

Артист ярко напомнил о себе зрителям, сыграв в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1979). Слесарь Гоша вернул на экраны рабочего-интеллигента, став легендарным персонажем советского кинематографа. Картина получила премию Оскар. 

В 2006 году Баталов последний раз появлялся на съемочной площадке. Тогда актер поучаствовал в съемках фильма-мюзикла «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». С тех пор артист плотно занялся писательской деятельностью и опубликовал свои мемуары.

В 2007–2013 годах Алексей Баталов был президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Болезнь

В январе 2017 года Баталов сломал шейку бедра на правой ноге. Врачам удалось восстановить сломанную кость, однако после хирургического вмешательства у актера начались проблемы со здоровьем. 15 мая он был доставлен в одну из московских клиник в тяжелом состоянии.

Семья 

Ирина Ротова — первая любовь Алексея Баталова. Молодые люди встретились, когда им было по 16 лет. Алексей и Ирина без памяти влюбились друг в друга, но пожениться смогли спустя два года. После свадьбы у пары родилась дочь Надя.

Постепенно Баталов больше времени проводит на съемках. Отношения с Ириной стали разрушаться, а на съемках фильма «Большая семья» Алексей встречает циркачку Гитану Леонтенко. Молодая цыганка очень понравилась актеру. В 1958 году он разводится с супругой и женится на Гитане.

Второй брак оказался удачным. Омрачает семейную жизнь только инвалидность дочери Маши. Она получила травму во время родов, так и не встав на ноги. Но девочка оказалась сильной и выучилась на сценариста во ВГИКе. 

Награды и звания

В 1963 году за художественный фильм «9 дней одного года» Баталов был награжден Государственной премией РСФСР.

Премия Ленинского комсомола за создание образов молодого человека в фильмах «Дорогой мой человек», «9 дней одного года», «Летят журавли» и других была присуждена актеру в 1967 году, премия братьев Васильевых — в 1968 году.

В 1976 году Алексей Баталов был удостоен почетного звания Народного артиста СССР.

В 1979 году ему присвоено звание Герой Социалистического труда, в 1981 — Государственная премия СССР, в 2006 году — Государственная премия РФ.

Алексей Баталов награжден двумя орденами Ленина, Славянским орденом культуры «Кирилла и Мефодия». 

Лауреат премии «Юнона» — в 1997 году, премии «Кинотавр» в номинации «Премии за творческую карьеру» за 1997 год.

В 2000 году Баталову была присуждена премия президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года.

В 2002 году был удостоен главной кинонаграды страны «Ника» в номинации «Честь и достоинство».

В 2008 году он стал первым обладателем приза «Признание поколения», присужденном ему на кинофестивале ВГИКа.

В 2008 году за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность Алексей Баталов был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

В 2009 году ему присуждена премия города Москвы в области литературы и искусства.

В 2008 году имя Алексея Баталова было присвоено Бугульминскому государственному русскому драматическому театру (Татарстан).

Избран Почётным президентом Парижского Киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актёрские работы года, почётным членом правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», членом Попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель). Несколько лет являлся президентом российского кинофестиваля «Московская премьера».

Избранная фильмография 

1954 — Большая семья — Алексей Ильич Журбин
1955 — Дело Румянцева — Саша Румянцев
1955 — Мать — Павел Власов
1957 — Летят журавли — Борис Фёдорович Бороздин
1958 — Дорогой мой человек — Владимир Афанасьевич Устименко
1960 — Дама с собачкой — Дмитрий Дмитриевич Гуров
1961 — Девять дней одного года — Дмитрий Гусев
1966 — Три толстяка — канатаходец Тибул
1966 — В городе С. — Шергов
1967 — Седьмой спутник — комиссар
1968 — Живой труп — Фёдор Васильевич Протасов
1970 — Бег — Сергей Павлович Голубков
1973 — Возврата нет — Алексей Владимирович Егоров
1974 — Чисто английское убийство — доктор Ботвинк
1975 — Звезда пленительного счастья — князь Сергей Петрович Трубецкой
1976 — Гореть, чтобы светить — Савин
1978 — Поздняя встреча — Сергей Иванович Гущин
1979 — Москва слезам не верит — Георгий Иванович (Гоша)
1983 — Скорость — Игорь Владимирович Лагутин
1984 — Время отдыха с субботы до понедельника — Павел
1986 — Зонтик для новобрачных — Дмитрий Павлович Красков.