2 апреля 1889 года родился Александр Вертинский. АиФ.ru собрал несколько интересных фактов из жизни выдающегося эстрадного артиста, киноактёра, композитора и поэта.
Круглый сирота
В пять лет Александр Вертинский стал круглым сиротой. После смерти родителей Александр и его старшая сестра Надежда порознь воспитывались у родственников. Учился Вертинский плохо, был исключён из второго класса Императорской первой Александрийской гимназии. Его попытались перевести в гимназию попроще, но и оттуда исключили за плохую успеваемость. Самыми радостными впечатлениями детства для Александра Вертинского были музыка, которую он слышал на улицах города, а также пение церковного хора во Владимирском соборе.
Первое жалованье — борщ и котлеты
В 1913 году, скопив 25 рублей, Вертинский решил уехать из Киева в Москву, чтобы стать артистом. На бродившего по Мамоновскому переулку юношу обратила внимание Мария Александровна Арцыбушева — хозяйка Театра миниатюр. Согласившись на работу в её театре, Вертинский дебютировал с номером «Танго». Стоя у кулисы, он пел ироничную песенку, комментируя танец балетной пары. Номер имел успех, а первым гонораром артиста были борщ и котлеты.
Проблемы с дикцией
Приехав в Москву, Александр Вертинский мечтал сыграть роль Барона в пьесе Горького «На дне». Однако этому желанию было не суждено исполниться: артиста не приняли в МХТ из-за проблем с дикцией. В 1913 году Вертинский попытался поступить в Художественный театр, успешно прошёл отборочный тур и даже попал в пятёрку основных претендентов. Последний экзамен у него принимал Константин Станиславский. Экзаменатору не понравилось, что Вертинский плохо выговаривает букву «р». Из-за природной картавости об учёбе пришлось забыть.
Кокаин «Марк»
До Первой мировой войны Александр Вертинский жил богемной жизнью. В это время он первый раз понюхал кокаин и пристрастился к нему. Наркотик был сильнейшим допингом в его творчестве. Немецкий кокаин «Марк» продавался открыто в аптеках, в запечатанных коричневых баночках по одному грамму. Вскоре Вертинский понял, что с его пристрастием пора что-то делать, и в Первую мировую войну он ушёл добровольцем на фронт.
35 тысяч перевязок
Во время Первой мировой войны Александр Вертинский был санитаром на 68-м санитарном поезде Всероссийского союза городов. «В поезде была книга, в которую записывалась каждая перевязка. Я работал только на тяжёлых. Лёгкие делали сёстры. Когда я закончил свою службу на поезде, на моём счету было тридцать пять тысяч перевязок!» — вспоминал Вертинский. В Москву Вертинский вернулся в 1915 году после ранения.
«Печальный Пьеро»
С середины 1915 по конец 1917 артист выступал в гриме печального Пьеро. По словам Вертинского, этот образ появился спонтанно, когда он и другие молодые санитары давали небольшие концерты для раненых во время Первой мировой войны. Грим Пьеро, признавался артист, «был необходим на сцене исключительно из-за сильного чувства неуверенности и растерянности перед переполненным залом». Маска помогала артисту входить в образ. Отказался он от неё к 1917 году, после того как объехал почти все крупные города Российской империи. Маску заменил знаменитый концертный фрак.
Греческий паспорт
После революции 1917 года Александр Вертинский эмигрировал в Константинополь, причём отплыл на том же корабле, что и знаменитый генерал Врангель. В Турции при помощи своего импресарио Вертинский купил греческий паспорт на имя некоего Александра Вертидиса. С этим паспортом Вертинский объездил весь мир, однако никогда не был в Греции.
Четверть века без родины
Более двадцати лет Александр Николаевич Вертинский провёл в эмиграции. Пик его славы пришёлся именно на период жизни за границей. Два года он прожил в Турции, потом были Румыния, Бессарабия, Польша, Берлин, Франция и так далее. В Европе он жил до 1934 года, после уехал в Шанхай, где прожил девять лет, вплоть до возвращения в Россию в 1943 году. Гражданин мира, живший во многих городах, лишь об одном говорил: «Киев — Родина нежная, звучавшая мне во сне».
Ресторанный бизнес
В октябре 1935 Александр Вертинский уехал в Китай и оставался там до своего возвращения в Советский Союз. Именно в Китае Вертинский впервые в своей эмигрантской жизни узнал нужду. Его богемная жизнь закончилась. Однажды знаменитого артиста пригласили в советское посольство и предложили вернутся на Родину, что стало полной неожиданностью. Обрадовавшись, он попытался как можно скорее разделаться с долгами, чтобы уехать в Советский Союз. Для этого Александр Вертинский решился вступить в рискованное предприятие: он стал совладельцем кабаре «Гардения», которое потерпело финансовый крах уже через месяц. Возврат долгов и начавшаяся Вторая мировая война отстрочили возвращение на Родину.
Разрешение было получено только в 1943 году, когда Вертинский предпринял последнюю попытку и написал письмо на имя Вячеслава Молотова. В конце 1943 семья Вертинских с четырёхмесячной дочерью Марианной поселилась в Москве на улице Горького.
Душевное одиночество и цензура
Вернувшись после заграничных скитаний домой, Вертинский редко выступал в Москве и Ленинграде, на радио Вертинского не приглашали, пластинок почти не издавали, не было рецензий в газетах. Александр Вертинский выступал в основном в провинции, в небольших отдалённых городах. Из 100 с лишним песен из репертуара Вертинского к исполнению в СССР было допущено не более 30, более того, на каждом концерте присутствовал цензор, который следил, чтобы артист не выходил за поставленные рамки. Вертинский был дважды женат. Первая жена — Раиса (Рахиль) Потоцкая. Вторая жена артиста — Лидия Циргвава — была младше его на 34 года. Она сыграла роли в фильмах «Садко», «Дон Кихот», «Новые похождения Кота в сапогах», «Королевство кривых зеркал» и написала книгу «Синяя птица любви». Дети Вертинского от второго брака — Анастасия и Марианна — стали знаменитыми актрисами кино и театра. Анастасия дебютировала в картинах «Алые паруса» и «Человек-амфибия». Марианна — в киноленте «Високосный год» и «Принцесса Турандот».