Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 21 января 2008 года. С тех пор праздник отмечается каждый год 2 апреля.
Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающих неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни.
Что такое аутизм?
Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трёх лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга.
Одна из черт аутизма — невероятное число возможных признаков, его сопровождающих. Многие эти признаки не являются универсальными.
Основными особенностями расстройств аутистического спектра являются:
- затруднение общения;
- нарушения речевого развития;
- обострённое восприятие мира — гиперсензитивность;
- трудности восприятия разворачивающихся во времени явлений;
- нарушения памяти;
- низкая концентрация;
- стереотипное, однообразное поведение;
- особенности интеллектуального развития.
Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребёнка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, научить контролировать эмоции.
Когда впервые заговорили об аутизме?
Аутизм как самостоятельное расстройство впервые описал американский клиницист Лео Каннер в 1942 году. Спустя год сходные расстройства у старших детей описал австрийский учёный Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин.
Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причине возникновения аутизма. Существуют предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжёлыми или неправильно проведёнными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте.
Сколько детей страдают аутизмом?
Ещё в 2000 году считалось, что синдрому аутизма подвержены от 5 до 26 детей из 10 тысяч.
В 2005 году уже на 250–300 новорождённых в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году один случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.
В последнем отчёте Центра по контролю заболеваемости и профилактике США (CDC) опубликованы данные, согласно которым у одного ребёнка из 68 есть расстройство аутистического спектра (РАС). Это на 30% больше, чем аналогичный уровень два года назад (1 к 88).
В России достоверной статистики о количестве детей и взрослых с таким расстройством нет.
Методы коррекции аутизма
Существует несколько методов коррекции аутизма. Наибольших результатов можно добиться, применяя несколько методик одновременно.
Методика ТЕАССН (Teaching children with Autism to
Весь день ребёнка, воспитывающегося по данной системе, должен быть подчинён строгому расписанию, которое ребёнок усваивает благодаря
Все вещи находятся на определённом месте. Положение вещей в комнате не меняется. Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребёнка и установления контакта с педагогом. Следуя этой программе, ни в коем случае нельзя использовать по отношению к ребёнку побуждение к действию и давление.
АВА — методика модификации поведения, подходит для тяжёлых форм аутизма. Каждое действие разучивается с ребёнком отдельно, затем несколько действий соединяются в одно более сложное.
Взрослый не пытается давать инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Ребёнок может осваивать одновременно
В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них — невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация. Конечная цель АВА — дать ребёнку средства для самостоятельного освоения окружающего мира.
В зарубежных странах по системе АВА с ребёнком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт
Программа
Методика сенсорной интеграции и стимуляции (СИС, предметотерапия) занимается проблемами, связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении стимуляционных секвенций — комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.
Другие виды терапии:
- песочная терапия;
- кинезотерапия — лечение положением, массажем и
активно-пассивной гимнастикой; - анималотерапию (от латинского «animal» — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Её виды: дельфинотерапия, иппотерапия (общение с лошадьми), канистотерапия (терапия с использованием собак).
Не существует медикаментозного лечения, позволяющего вылечить аутизм. Медикаментозная терапия может быть эффективной для решения сопутствующих проблем — агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепадов настроения, гиперактивности
Одной из основных задач родителей и специалистов является развитие самостоятельности у детей с РАС. И это иногда возможно: среди аутистов есть программисты, конструкторы, музыканты — состоявшиеся в жизни люди.