Оформляя дебетовую карту в банке, клиенты часто не обращают внимание на условия договора. Банки, пользуясь невниманием клиента, помимо стандартных услуг, навязывают еще и дополнительные. Например, зарплатные карты нередко имеют неактивный овердрафт. Когда клиент меняет работу, банк переводит плату за обслуживание его карты с бывшего работодателя на самого клиента. После списания комиссии карточный счёт уходит в минус, и владельцу карты сверху начисляются проценты. В числе дополнительных услуг также может быть подключение сервиса, который позволяет автоматически перечислять денежные средства со счета дебетовой карты на вклад, смс-информирование, списание денег с задержкой после транзакций в «чужом» банкомате и т. д. АиФ.ru спросил у эксперта, вправе ли банк навязывать потребителю дополнительные услуги.
— В данном случае можно однозначно ответить «нет», т. к. самостоятельное подключение различных опций к банковской карте противоречило бы действующему законодательству. Во-первых, Гражданский кодекс РФ в главе 45, регулирующей договор банковского счета, не содержит указаний на возможность подключения или отключения каких-либо услуг к договору между клиентом и банком.
Кроме того, подключение какой-либо опции (платной или бесплатной) без согласия клиента противоречит закону «О защите прав потребителей». В частности, ст. 16 указанного закона содержит запрет обуславливать приобретение одних услуг (в данном случае — пользование банковским счетом) обязательным приобретением других услуг (например, смс-информирование).
Также статьи 8 и 10 вышеназванного закона дают указание на то, что потребитель услуг должен быть проинформирован об этих услугах до их приобретения.
Однако банки очень часто пользуются незнанием клиентами своих прав и включают в договор банковского счета условия о том, что банк может подключать различные опции без предварительного уведомления клиента. Конечно, такие условия ущемляют права граждан, но формально банк остается прав. Поэтому рекомендуется перед подписанием договора внимательно ознакомиться с его содержанием, а если он имеет ссылки на другие документы (например, правила предоставления услуг конкретным банком), то и с этими документами.