— На этот вопрос мы обычно отвечаем, что шахматы — это очень опасная игра. Ведь если уснуть за игрой, голова может упасть на слона, и эта острая фигура нанесет человеку очень серьезную травму!
Но я, конечно же, шучу. Если говорить серьезно, то никаких травм в этом виде спорта нет. Пальцы во время ударов по шахматным часам мы не ломаем. Это все из анекдотов.
Шахматы — это, я бы сказал, в чем-то терапевтический вид спорта. В нем все же больше пользы, чем вреда. Например, повышается ловкость пальцев. Посадите за одну доску профессионала и любителя, и вы увидите, как ловко мастер будет переставлять фигуры, как изящно у него это будет получаться...
Впрочем, есть у шахмат и оборотная сторона. Они захватывают человека полностью, ты постоянно о них думаешь, круглосуточно просчитываешь ходы... Ты просто не можешь по-другому. Поэтому главным профессиональным заболеванием всех шахматистов я бы назвал бессонницу.
Многие профи в связи с какими-то физиологическими проблемами и накопившейся усталостью просто не могут нормально спасть — у них совершенно не получается отключить мозги! Себя самого не могу себя причислить к каким-то уж очень известным шахматистам*, но лично я практически ушел из этого спорта как раз потому, что страдал бессонницей.
Приведу вам самый яркий пример в истории шахмат. В 1978 году в Багио состоялся матч за звание чемпиона мирамежду Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Это была тяжелейшая игра, 32 партии, но Карпов выиграл у Корчного со счетом 6:5, правда, к финишу матча от переутомления он вообще не мог спать, и никакие советские экстрасенсы не могли ему помочь.
В 1984 году же состоялся безлимитный поединок Карпова против Гарри Каспарова, который продолжался 48 партий. У Карпова была бессонница и он изрядно похудел на этой почве, тот матч в том числе из-за плохого самочувствия он проиграл.
Все это я рассказываю к тому, чтобы вы поняли — отключиться от шахмат полностью очень сложно. Особенно мужчинам. Даже после окончания партии они продолжают ее анализировать, пытаясь осознать собственную ошибку. У шахматисток с этим как-то попроще. Они умеют абстрагироваться и думать о других вещах, мужчины же в этом отношении более уязвимы.
Например, если вспомнить самого первого чемпиона мира по шахматам Вильгельма Стейница**, тот на склоне лет из-за нервного расстройства вообще закончил свою жизнь в сумасшедшем доме. Но это единичный случай. Шахматисты, несмотря на всю свою заумность, сохраняют здравый ум, и из числа сильнейших гроссмейстеров мира за последние полвека такая печальная участь больше никого не постигла.
* В 1992 году Сергей Шипов выполнил норму международного мастера, а в 1996 году получил звание международного гроссмейстера. В 1998 году в Санкт-Петербурге Шипов завоевал титул вице-чемпиона России по шахматам.
** 11 февраля 1900 года 64-летиний американский шахматист Вильгельм Стейниц был госпитализирован в психиатрическую больницу на Манхэттене. Ему казалось, что из него исходит электрический ток, который передвигает фигуры по доске.