Как сделать образование в России лучше?

Категория:  Образование Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17 26/04/2017
Ответ эксперта

Ольга ­Голодец, зам­председателя Правительства РФ по социальным вопросам:    
   

Требуется немедленно увеличить финансирование на образование.

Безусловно, я абсолютно поддерживаю тему расходов на образование, считаю, что сегодня образование недофинансировано и нуждается в серьёзных вложениях - как школьное, так и вузовское. Нам предстоят серьёзные дебаты, откуда взять деньги. Мы не можем оставаться в парадигме сохранения расходов, потому что даже демография говорит о том, что у нас больше детей. Сегодня в России 13 млн школьников, через 3 года будет уже 19 млн. Это последствия демографических изменений, и мы должны отвечать на эти вызовы, в том числе и финансированием.

Из выступления на Россий­ском инвестиционном форуме. 

Резко уменьшить число получающих высшее образование

- Примерно две трети россиян не нуждаются в высшем образовании, поскольку повышение качества среднего специального образования открывает доступ ко многим профессиям, которые прежде требовали обучения в вузе, - заявила Голодец. - У нас есть просчитанный баланс, и этот баланс составляет примерно 65 на 35%, то есть 65% - это люди, для которых не требуется высшее образование, и 35% - специалисты. В дальнейшем эта пропорция будет меняться в сторону увеличения доли специалистов, для которых не требуется высшее образование. Вот в качестве примера профессия системного администратора - сегодня она во всём мире не требует высшего образования, а у нас это вузовская дисциплина. 

Во время посещения Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства на базе детского Центра «Смена» в Анапе. 

Необходима производственная практика. Теоретические знания должны подкрепляться практическим обучением

- Мне кажется, у всех студентов должна быть возможность так называемого дуального образования: то есть помимо тех знаний, которые вы получаете непосредственно в вузе, у всех должны быть возможности творить, создавать лаборатории научно-исследовательские, базы специальные на предприятиях. И мы для этого очень много работаем, чтобы такая возможность была у каждого студента. Для инженеров это имеет совершенно особое значение: пока инженер не побывает на реальном производстве, он ещё не инженер. 

На пресс-конференции в РИА Новости.  

   
   

Образование должно быть доступно всем и в любом возрасте.

- Для меня было огромной радостью, что дошкольное образование не только в нашей стране стало первоочередной задачей. Я в этом году была в Давосе, для меня это тоже было удивительно, что дошкольное образование обсуждается как генеральная тема всеми экспертами мира и выводится на первый план с точки зрения формирования новой личности человека, человека, который будет определять наше бытие через 30-40 лет, но основы закладываются именно сейчас. Ясли - это не только вопрос развития личности ребёнка, но это вопрос экономики России, потому что сегодня при демо­графической яме среди населения в трудоспособном возрасте у нас рабочие руки на вес золота. И доступ матери к нормальным возможностям на рынке труда - это вопрос и дохода семьи, и вопрос экономики региона. Поэтому я прошу обратить внимание регионов на обязательное неукоснительное движение по этой программе.

Из выступления на коллегии Мин­обрнауки в апреле 2017 г. 

Нужно осовременить обучение, например, отказаться от прямоугольных классов и учителей у доски.

- Неправильно у нас классы сконструированы, они у нас все прямоугольные. Потому что есть привычка, что учитель стоит впереди и за ним висит доска, а все детишки сидят рядами, как мы учились в детстве. Чтобы формировать проектный подход, чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому, и работа должна строиться иначе. При этом никто не говорит о перестройке и перепланировке уже существующих учебных заведений. Есть необходимость менять традиционную форму классов при строительстве новых школ, о переделке кабинетов старых зданий, естественно, речи не идёт. В данный момент планируется совместно с архитекторами на основе исследований подобрать варианты оптимальных форм учебных помещений для современных образовательных задач. Это поможет придать совершенно иное содержание самому учебному процессу. 

Из выступления на Российском инвестиционном форуме.