У каждого из православных святых есть свой чин. С одной стороны, это деление условно, с другой — каждый «разряд» имеет своё объяснение.
По характеру подвигов святых традиционно разделяют на следующие чины:
– Преподобные
Преподобными называют подвижников веры монашеского образа жизни. Речь идёт о святости, достигнутой в монашестве, которая понимается как высшая степень подобия Богу (преподобие). Она основана на непрестанной молитве, посте, труде.
К преподобным причислены преподобные святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский.
– Великомученики
Мученик в переводе с греческого означает «свидетель». Мученики свидетельствуют о своей вере в Христа Спасителя, даже если им за это грозит неминуемая смерть. Те из них, кто перенёс особенно тяжёлые и продолжительные мучения, но не отрёкся от веры, именуются великомученики.
Среди таких святых — Георгий Победоносец, которого, согласно житию, прежде чем казнить, сначала колесовали, затем бросали в негашёную известь и одевали на ноги раскалённую железную обувь.
К великомученикам относится также другой почитаемый в России святой целитель Пантелеимон.
– Юродивые, или блаженные
Юродивыми (блаженными) называют святых, отрекшихся от привычного благоразумия и образа жизни. Полное название чина — «Христа ради юродивый». Святые, прикрываясь обликом безумия, бросают вызов ценностям мира земного. Яркий пример — святая Ксения Петербургская.
«Перевёрнутое благочестие» юродивых часто вызывает недоумение окружающих, за что святые подвергаются унижениям, поношениям, побоям. Их добровольное страдание Церковь рассматривает как следование Христу. Бог даёт юродивым дар пророчества (прозорливости). В случае с Ксенией Петербургской этот дар замечали все. Несмотря на её странный наряд (она носила мужскую одежду и называла себя мужским именем), каждый петербуржец считал за честь, если юродивая побывает у него в гостях. Купцы наперебой зазывали её в свои лавки — после её посещения дела шли особенно хорошо.
– Святители
Среди сонма православных святых отдельное большое место занимают святители. В земной жизни они были на высших ступенях церковного управления в диапазоне от епископа до патриарха. Один из самых известных и любимых святителей XX века в России — архиепископ Крымский Лука Войно-Ясенецкий. Будучи профессором и всемирно известным хирургом, в тяжкие годы гонения на Церковь он не побоялся принять сан священника. За это провёл в сталинских лагерях в общей сложности 11 лет. Выйдя на свободу, продолжил и пастырское служение, и хирургическую практику. За высокое служение и праведность Бог даёт таким людям дар чудотворения: какой бы тяжёлый пациент ни попадал на стол к хирургу Войно-Ясенецкому, он всегда выживал.
– Страстотерпцы
Страстотерпцами называли христиан, пострадавших от рук своих же единоверцев в силу их злобы, коварства, заговора. Так к лику святых был причислен император Николай II (1868−1918 гг.). Страдая от своих соплеменников, царская семья, подражая Христу, проявила беззлобие. Николай II, находясь в заточении, передал на волю записку, своего рода духовное завещание, в котором написал: «То зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но не зло победит зло, а только любовь».
– Благоверные
Благоверными называют правителей (князей и княгинь, царей и цариц), отличавшихся благочестивой жизнью и употребивших монархическую власть на укрепление православной веры (в мирное или военное время), на дела милосердия (забота о своих подданных) и т. д. К благоверным относятся: князья Александр Невский, Даниил Московский, Пётр и Феврония Муромские, Михаил Тверской, Анна Кашинская и др.
– Равноапостольные
Равноапостольными называют святых за особую проповедь Евангелия и обращение своего народа в христианскую веру. В лике равноапостольного прославлен креститель Руси князь Владимир.