Давали ли фашистам наркотики?

Категория:  История Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 22/02/2017

Правда ли, что вместо «наркомовских 100 грамм», положенных в Красной армии, немцам во время войны выдавали какие-то таблетки?

   
   

А. Соболев, Брянск

Ответ редакции
Солдаты фашистской армии сдаются в плен. Фото: РИА Новости

Немецкий писатель Норман Олер, 5 лет изучавший материалы наркозависимости в герман­ской армии и выпустивший книгу «Третий рейх на наркотиках» (переведено на 24 языка, в т. ч. на русский), утверждает: в вермахте наркотики употребляли чуть ли не все - от простых солдат до самого Гитлера. Свидетельства об этом, по его словам, есть и в Федеральном военном архиве, и в дневниках личного врача фюрера. Эти таблетки назывались «первитин». Под таким брендом с 1920-х гг. ХХ в. в немецких аптеках продавался метамфетамин. В наши дни за его нелегальное распространение можно схлопотать срок, но тогда он считался лишь стимулятором. 

Первитин должен был снижать болевой порог, помогать преодолевать страх. Уже в начале Второй мировой эти таблетки были у каждого санитара в вермахте. Только с апреля по декабрь 1939 г. завод берлин­ской компании «Теммель» поставил армии и люфтваффе 29 млн таблеток этого препарата. Перед наступлением на Францию, пишет Олер, вермахт заказал 35 млн доз, а солдаты только одной из армий, участвовавших в нападении на СССР, за один лишь месяц употребили 100 млн доз. Интересно, что приём первитина был добровольным. Причём это было чисто немецкое изобретение, в армиях других стран, как утверждают историки, ничего подобного не применялось. Эксперименты над заключёнными концлагеря Заксенхаузен показали следующее. «Большое впечатление, - писали в отчёте медики в форме СС, - производит значительное уменьшение потребности во сне. Однако при воздействии данного препарата способность к действию и воля в основном полностью отключаются». 

В качестве трофеев нацистские «стимуляторы» попадали и в Красную армию. Их применение в военной контрразведке Смерш описано, например, в документальном романе Владимира Богомолова «Момент истины».

Впрочем, и от алкоголя во время войны немцы не отказывались. В книге «Последний солдат Третьего рейха» эльзасец Ги Сайер пишет: «На фронте водки, шнапса и ликёра столько же, сколько пулемётов. Так легче сделать из любого героя. Водка притупляет мозги и добавляет сил». Кроме русской водки и самогона, французского коньяка, немецкого шнапса на Восточном фронте пили много рома. Фляжки из-под этого напитка в изобилии находят поисковики в Ленинградской и Новгородской областях. А Даниил Гранин в романе «Мой лейтенант» описывает, как два немца, опившись рома, попадают в плен к защитникам Ленинграда. 

Смотрите также: