После того как старые шины заменены на новые, у автомобилистов возникает резонный вопрос: а что делать с ненужными покрышками, которые, как кажется, уже выработали свой ресурс? Дома их держать неудобно, а гаражи есть далеко не у каждого. Выбрасывать в мусорные контейнеры их запрещено, потому как резиновая смесь, из которой изготавливаются шины, неэкологична и вредна для окружающей среды. Как же поступить с ненужными колесами?
Продать старую шину
Если старое колесо не нужно владельцу, то это совсем не значит, что оно не пригодится кому-нибудь еще. Дальновидные автомобилисты перед тем, как поставить новые шины, ищут покупателей на старые. Их можно реализовать на сайтах бесплатных объявлений или сдать в специализированные центры, которые занимаются реализацией б/у шин. Старые шины берут в основном на замену пробитых покрышек, чтобы не тратиться на покупку целого комплекта. Дело в том, что купить подобное колесо в магазине почти невозможно, так как модельный ряд обновляется раз в три года, и старые модели быстро выходят из оборота.
Старые шины также подойдут и для запасного колеса. Стоят они в основном до половины цены новой аналогичной покрышки. При этом особенно ценятся летние шины возрастом до 5 лет и с протектором высотой свыше 4 мм.
Четвертый класс опасности
Использовать старые шины в качестве ограждения или для изготовления клумб и скульптур запрещено, потому как изношенная резина содержит большое количество вредных веществ. В первую очередь это мономеры, то есть продукты деструкции каучуков, чрезвычайно токсичные химические соединения. Есть в продуктах разложения резиновой смеси ароматические углеводороды, а именно бензол, ксилол, стирол, толуол, формальдегид, фенолы и прочие канцерогены, негативно влияющие на окружающую среду и на здоровье человека.
Одними из самых вредных веществ считаются диоксиды серы, углеводороды неароматического ряда, аналогичные тем, что содержатся в выхлопных газах двигателя. Поэтому лежащая на земле покрышка становится локальным источником загрязнения. Химические вещества проникают в почву, разносятся грунтовыми водами по большой территории и отравляют жизнь животных и растений.
Поэтому старые изношенные покрышки относятся к отходам четвертого класса опасности. Их требуется сдавать на утилизацию. Этим занимаются специализированные центры и все шиномонтажные мастерские. Их руководство охотно принимает покрышки бесплатно, потому как наиболее хорошие варианты они рассчитывают продать другим автомобилистам. Полностью вышедшую из строя резину они самостоятельно отвозят в пункты приемки, которые переправляют их далее на перерабатывающие заводы.
По закону производитель или импортер самостоятельно утилизируют произведенную продукцию, которая утратила потребительские свойства. В цену шины закладываются последующие расходы на утилизацию. Из старых покрышек получают термоэластопласты — полимерные материалы с высокоэластичными свойствами, которые идут для изготовления иных технических изделий. Также из шин делают резиновую крошку, которая идет в переработку для получения химических аналогов каучука. Из вторсырья получается материал для покрытия спортивных площадок и теннисных кортов.
Что будет, если выбросить шину в мусорный бак?
Контролируют содержимое площадок для сбора мусора обычно дворники и представители управляющих компаний, которые следят в том числе и за содержимым баков. Если при погрузке бака в мусоровоз будут обнаружены колеса, то компании придется за свой счет отвозить их на спецполигон, что, естественно, очень раздражает сотрудников подобных фирм. При большом количестве камер во дворах они могут отыскать нарушителя и написать заявление в полицию. Наказание за такие деяния оказывается немалым.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 1 до 2 тысяч рублей.