Отвечает психотерапевт Александр Полеев:
— Пушкин всё равно бы погиб, потому что при всей своей гениальности он не хотел считаться со многими устоями общества, не стремился лебезить, чтобы установить хорошие отношения с нужными людьми. Пушкина не любило высшее дворянство. Особую ревность вызывало то, что царь — а это был один из самых умных царей за всю нашу историю — признавал дарование поэта и говорил: «Я буду вашим личным цензором».
В те времена могущественная дворянская знать расправлялась с людьми искусства чужими руками. Даже если бы не было Дантеса, для Пушкина придумали бы другую дуэль. В данном случае слабым звеном оказалась жена Александра Сергеевича. Но предлог мог быть любым. Посмотрите на судьбу поэтов и писателей того времени. Многие из них пали жертвой общества.
Та же участь постигла Лермонтова. Возможно, его противник по дуэли Мартынов не так уж и хотел с ним стреляться, но его к этому активно подталкивали. Такая же судьба была у поэтов и писателей в Англии. Это только на словах талант любят. Но гордостью нации таланты становятся только после смерти.