Может ли Северный морской путь сыграть роль транзитной артерии из Европы в Азию?
Поэтому первоочередная задача - не мифическое наращивание транзита, а модернизация портов, создание в них современной ремонтной базы, строительство складских мощностей, аэропортов. Из 16 портов, расположенных по трассе, сегодня только Мурманск может принимать суда дедвейтом более 30 тыс. т (что в 4-5 раз меньше, чем установлено для прохода по Суэцкому каналу) - остальные порты, за исключением Дудинки, почти непригодны для использования. Вторая задача - выправление дисбаланса в перевозках: большая часть (90%) грузов идёт с запада на восток. Это убивает экономику перевозок, порождая огромный объём порожняка. Гораздо правильнее не пытаться строить железные дороги в северные районы, а соединять узкоколейками районы добычи полезных ископаемых и северные порты.
Третья задача - изменение стратегии развития ледокольного флота. Сегодня ставка делается на строительство крупных ледоколов, хотя все специалисты признают, что прорывное развитие СМП возможно только при серьёзном изменении ледовой обстановки, связанной с таянием льдов. Поэтому правильнее развивать флот ледокольных танкеров и контейнеровозов, способных идти без ледовой проводки.