В США разряженные устройства нельзя будет пронести на борт самолёта. Если устройство будет разряжено, то пассажиру предложат оставить его в аэропорту. Как сообщили в национальном Управлении США по безопасности на транспорте, владельцы таких устройств также могут быть направлены на дополнительную проверку. Меры безопасности будут касаться всех аэропортов, из которых осуществляются беспосадочные перелёты в США. Связаны они в первую очередь с возможным провозом запрещённых вещей, в частности взрывчатых веществ.
Почему хотят запретить проносить разряженные электронные устройства?
Служба безопасности США считает, что террористы могут использовать электронные устройства в качестве маскировки для взрывчатки. Беспокойство Соединённых Штатов, в частности, вызвано тем, что, по некоторым данным, специалисты-взрывотехники из «Фронта ан Нусра», связанной с «Аль-Каидой» сирийской террористической группировки, и из базирующейся в Йемене «Аль-Каиды Аравийского полуострова» в настоящее время работают вместе над созданием взрывчатых веществ, которые не сможет обнаружить современное сканирующее оборудование в аэропортах.
Ещё в августе прошлого года итальянская газета Corriere della Sera опубликовала статью об Ибрагиме аль-Азири — пиротехнике «Аль-Каиды Аравийского полуострова», который изобрёл взрывчатку, которую невозможно распознать в ходе обычной проверки в аэропортах. Его взрывчатая смесь растворяется в воде, и таким раствором можно пропитать одежду, которая, высохнув, становится переносной бомбой. Чтобы получить порошок, одежду нужно вновь смочить. Привести в действие само взрывное устройство можно при помощи химического взрывателя или устройства, спрятанного в мобильном телефоне.
Случаи, когда службам безопасности не удалось обнаружить взрывчатку
29 ноября 1987 года в Бирме исчез южнокорейский «Боинг-707» со 115 пассажирами на борту. Самолёт выполнял рейс Багдад – Сеул с промежуточной посадкой в Абу-Даби и Бангкоке. В районе границы с Таиландом на участке перелёта из Абу-Даби в Бангкок связь с самолётом внезапно прервалась. Представители авиаслужб утверждали, что «Боинг» был взорван. Результаты расследования показали, что взрыв произошёл при помощи взрывного устройства, которое попало на борт самолёта вместе с батарейками от радиоприёмника. Служба безопасности венского аэропорта не обнаружила взрывное устройство, которое находилось в ручной клади Ким Ок Хва. Правда, стюардесса попросила вынуть из «радиоприёмника» батарейки и передать ей на хранение. Что террорист — Ким Сенг Ил — и сделал без уговоров. С извинениями за причинённые неудобства батарейки вернули путешественникам в Багдаде. Но при прохождении предполётного досмотра вновь возник вопрос о батарейках. Тогда Ким Сенг Ил вытащил из пакета радиоприёмник и начал демонстрировать его служащим «Корейских авиалиний» и работникам аэропорта. После этого вопросов у них не было, и они разрешили ему пройти на борт самолёта. Положив радиоприёмник вместе с батарейками, который, по сути, был взрывным устройством, на багажную полку, Ким Сенг Ил вместе с напарницей — Ким Ок Хва — покинули самолёт в столице Объединённых Арабских Эмиратов, а южнокорейский лайнер в результате взрыва потерпел катастрофу в районе Таиланда.
Аналогичный случай, когда в гаджет было заложено взрывное устройство, произошёл 9 сентября 2001 года. В этот день на афганского полевого командира и министра обороны Афганистана Ахмад Шах Масуда было совершено покушение во время интервью. Террористы-смертники выдали себя за журналистов, спрятав взрывчатку в видеокамеру. Один из террористов, находясь рядом с командующим, привёл в действие взрывчатку на поясе. Другой был застрелен ворвавшимися в комнату телохранителями.
Какие сейчас существуют методы распознавания взрывчатых веществ?
В аэропортах на сегодняшний день используется рентгеноскопия (просвечивание предметов с помощью рентгеновского излучения), а также ядерный резонанс (определение химического состава скрытых веществ с помощью электромагнитного излучения). Однако опасность террористической угрозы приводит к развитию всё новых и новых методов поиска взрывчатых веществ.
Сканеры
В аэропортах многих стран установлены сканеры, лучи которых проникают сквозь одежду и видят металл, керамику и пластик. И хотя они не способны определить взрывчатку по химическому составу, служба безопасности аэропорта видит благодаря им любой подозрительный объект диаметром всего 1 мм, как бы глубоко тот ни был спрятан.
Анализаторы подвижности ионизированных частиц (IMS)
Когда чемодан пассажира в аэропорту протирают ваткой, которую кидают затем в лабораторного вида ящик, — речь, скорее всего, идёт об анализаторе, работающем за счёт спектрометрии ионной подвижности (IMS). Анализаторы IMS измеряют подвижность ионизированных частиц и способны засечь крошечные количества взрывчатого вещества. Однако чувствительность таких анализаторов не безгранична.
«Искусственный нос»
Одним из надёжных способов поиска взрывчатки остаётся обоняние. Многие годы специалисты использовали для этого собак, а с недавнего времени Агентство перспективных исследований американского оборонного ведомства (DARPA) начало разработку устройства под названием «искусственный нос», которое способно реагировать на запахи так же, как настоящий.
Пчёлы
Не только собаки отлично распознают взрывчатку. Британская компания Inscentinel решила проблему поиска взрывчатки при помощи пчёл. Насекомых помещают внутрь специального анализатора. Когда пчёлы чувствуют запах взрывчатки, их движения становятся более активными — специальные датчики фиксируют это. Но эта технология пока не дошла до промышленной реализации.
Наночип
Израильские учёные разработали наночип, который определяет наличие взрывчатки с помощью группы нанотранзисторов, реагирующих на минимальные электрические изменения при прохождении через них определённых химических веществ. Чип способен подать сигнал тревоги, когда концентрация достигает лишь нескольких молекул на тысячу триллионов. В зависимости от материала, чип может распознавать взрывчатку на расстоянии до 5 метров. Органам контроля не придётся нарушать личное пространство человека, только чтобы убедиться, что последний чист и не несёт потенциальной угрозы.