Что делать, если коллектор требует погашения долга?
При неуплате очередного взноса по кредиту или платы за услуги связи, ЖКХ и других платежей к должнику может наведаться представитель коллекторского агентства.
Задачей коллекторов, по сути, является «выбивание» долгов, поскольку их денежное вознаграждение зависит от процента возвращаемой суммы. Часто намерения коллекторов по возврату задолженностей бывают грубыми и неправомерными. АиФ.ru объясняет, как коллекторы работают со своими клиентами и куда пожаловаться, если они нарушают ваши права.
Кто такие коллекторы?
Коллекторы действуют от имени банка с целью взыскать долг. Коллектором может выступить какая-либо структура в самом банке или же фирма, которая приобрела долги у банков.
Кто является клиентами коллекторов?
Основными клиентами коллекторских агентств в основном являются юридические лица, у которых есть большой объём просроченной задолженности. Это кредитные организации, операторы связи, представители сферы ЖКХ, производители продукции и оптовые продавцы, страховые компании. Коллекторы работают также и с частными лицами. По данным Национальной службы взыскания, коллекторам чаще приходится работать с мужчинами, нежели с женщинами. Среди должников:
- 50,2 % представителей сильного пола,
- 49,8 % — слабого.
Средняя сумма «мужского» долга составляет чуть больше 130 тысяч рублей, а «женского» — на 20 тысяч рублей меньше.
Чаще всего физические лица не возвращают долги по причине:
- переоценки своих финансовых возможностей,
- непредвиденного изменения жизненных обстоятельств,
- несерьёзного отношения к обязательствам по уплате долга,
- мошенничества.
Как коллекторы работают с должниками?
Коллекторы работают поэтапно. Система взыскания предполагает внесудебное, судебное и исполнительное производство.
Вначале коллекторы начинают звонить, писать смс, слать письма и е-мейлы должнику, который имеет просроченный кредит, требуя уплаты долга. Они также могут лично явиться домой или на работу. На досудебном этапе задача коллектора — убедить должника добровольно погасить долг.
Коллектор не может звонить должнику в ночное время (с 22:00 до 06:00 (ст. 96 ТК РФ)).
При телефонном разговоре и во время встречи он обязательно должен представиться:
- назвать свою фамилию,
- сказать название агентства,
- предоставить свои контакты.
Пускать коллектора на порог своего дома не стоит — неприкосновенность жилища гарантирована Конституцией РФ. Лучше разговаривать с коллектором при свидетелях или же вести видео- или аудиозапись переговоров.
Судебная стадия включат в себя подготовку заявления в суд и получение исполнительного документа в судебной инстанции.
На третьей стадии коллекторы занимаются принудительным взысканием задолженности. На этом этапе они занимаются розыском имущества должника, ищут покупателей на него, приглашают судебных приставов и т. д.
Только в случае вынесения судебного решения в пользу коллекторского агентства должник может лишиться своего имущества. Оно будет арестовано судебными приставами и распродано на аукционе в счёт погашения задолженности.
Как изменились правила выезда должников за границу? →
Куда жаловаться на коллекторов?
Если коллектор угрожает по телефону или при встрече с вами, нарушает ваши права, вы вправе пожаловаться на него:
- В полицию. Напишите заявление о вымогательстве (статья 163 УК РФ) и об угрозе жизни и здоровью (если таковые имеют место) и подайте его в ближайшее отделение полиции. При этом к заявлению приложите письма, полученные от коллекторского агентства (копии), аудио-, видеозаписи, иные доказательства. Заявление напишите в двух экземплярах, на вашем экземпляре поставьте отметку о вручении.
- В прокуратуру. Подайте заявление с просьбой защитить ваши права и законные интересы, привлечь виновных лиц к ответственности в прокуратуру города.
- В ЦБ России. Напишите заявление в Центральный Банк Российской Федерации (Банк России): 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, Банк России.
- В Генпрокуратуру. Генеральная прокуратура РФ: 125993, ГСП-3, Россия, Москва, ул. Б. Дмитровка, 15а, т. +7 (495) 987-56-56. Интернет-приёмная.
- В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: 127994, г. Москва, Вадковский переулок, дом 18, строение 5 и 7. Интернет-приёмная.
- В Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2. Инернет-приёмная.
- Председателю правления банка (в котором у вас проблемный кредит).
* Подавая жалобу в Роспотребнадзор, Роскомнадзор, укажите, что ваши персональные данные были переданы третьим лицам без вашего ведома и согласия, что нарушает ваши права по закону (ФЗ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных») и просите защитить ваши права потребителя банковских услуг.
Все письменные жалобы желательно отправлять заказными письмами (можно также с описью вложения, где описать вложенные в письмо документы) и с письменным уведомлением.