Табачное производство в России хотят сделать государственной монополией. Соответствующие поправки в закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» внёс на рассмотрение Госдумы член Комитета по транспорту Олег Нилов.
Если депутаты поддержат законопроект, выпускать табачную продукцию в России смогут только государственные компании. А право заниматься оборотом табака будут иметь только фирмы, которые производят его на территории России. Исключением станут импортные табачные изделия.
В случае принятия закона компаниям придётся продать государству минимум 51 % своих акций.
Зачем хотят монополизировать табачную отрасль?
Монополизировать табачное производство планируется с целью:
- осуществления лучшего контроля качества табака;
- поддержки отечественного производителя;
- увеличения поступлений в федеральный бюджет.
Поддерживают ли инициативу представители отрасли?
Сами табачники против такой инициативы. Они уверены, что она угрожает экономическому имиджу России. На сегодняшний день более 90 % российского рынка принадлежит транснациональным компаниям: Japan Tobacco Int. (продаёт сигареты под марками Winston, Camel, Sobranie), Philip Morris Int. (марки Marlboro, L&M, Chesterfield), Imperial Tobacco Group (владеет брендами Davidoff, West), British American Tobacco.
Владельцы этих компаний обеспокоены тем, что акции компаний будут куплены у них за суммы, не соответствующие их реальной стоимости.
Сколько всего табачных компаний в России?
В России присутствует 80 табачных предприятий. Крупнейшими компаниями являются «Филип Моррис Интернэшнл» (Москва), «БАТ Россия» (Москва), ЗАО «Лиггетт-Дукат» (Москва), ООО «Петро» (Санкт-Петербург), ООО «Табачная фабрика Реемтсма-Волга» (Волгоград).
Антитабачное законодательство в России
Начиная с 1997 года Госдума получила около ста законопроектов о табаке, но большинство из них отклонила.
Первый антитабачный закон депутата Николая Герасименко обсуждался в Думе с 1998 по 2001 год. В результате в нём был исключены пункты о запрете на рекламу, об ограничении спонсорства и повышении акцизов.
В 2008 году Дума подписала Концепцию ВОЗ о борьбе с курением, а параллельно приняла и Технический регламент на табачную продукцию. Техрегламент не обязал производителей печатать на пачках сигарет картинки разлагающихся органов и не запретил термин «лёгкие сигареты».
С 2010 года в России вступили в силу новые положения Федерального закона от 22.12.2008 г. № 268 -ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», в соответствии с которым продажа сигарет разрешалась в новой, устрашающей упаковке. Согласно техрегламенту, размер основной предупредительной надписи «Курение убивает» на пачке увеличивается с 4 % до 30 % площади лицевой стороны упаковки. Размер предупредительной надписи на оборотной стороне упаковки увеличивается с 4 % до 50 %. Количество предупредительных надписей на оборотной стороне пачки увеличивается с 4 до 12.В числе предупредительных надписей — «Курение вызывает инфаркты и инсульты», «Курение — причина рака лёгких»; «Курение — причина хронической болезни лёгких» и т. д.
Но уже с 15 ноября 2013 года реклама табачной продукции и курительных принадлежностей была полностью запрещена в любое время с использованием любых средств. За нарушение запрета распространителям рекламы, в том числе и в интернете, придётся заплатить от 3 тысяч для граждан до 600 тысяч для юридических лиц.
Последний антитабачный закон также устанавливает штраф за курение в неположенных местах. Подробнее об этом читайте в справке >>