Мелководье на реках стало основной преградой для своевременной доставки товаров первой необходимости жителям Крайнего Севера Сибири и Дальнего Востока. Сейчас из-за климатических условий завоз необходимых товаров в Якутию производится преимущественно воздушным транспортом. По словам главы МЧС Владимира Пучкова, уровень «обеспеченности предметами первой необходимости и топливно-энергетическими ресурсами республики менее 50%».
Северный завоз
Северный завоз – это обеспечиваемые государством поставки основных товаров (в первую очередь, продовольствия и топлива) в районы Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока и Европейской части России. С одной стороны государство заинтересовано в развитии этих территорий, с другой – на них отсутствуют инфраструктура для производства и самостоятельной доставки промышленных сельскохозяйственных продуктов. Обязанность обеспечения необходимыми товарами берет на себя государство за счет средств федерального бюджета и силами региональных властей. Завоз производится воздушным транспортом, речным и морским транспортом, в том числе с использованием Северного Морского пути. Северный завоз зависит как от погодных условий, так и от слаженной организации работы всех привлекаемых организаций.
Причины срыва северного завоза в Якутии
В этом году из-за обмеления рек и раннего ледостава оказались сорванными поставки необходимых продуктов в Якутии. По словам специалистов, завезенных товаров первой необходимости хватит только до февраля. Некоторые депутаты Якутского госсобрания видят причину срыва завоза в халатности чиновников. Они обратились в Генпрокуратуру с требованием расследовать причины сложившейся ситуации.
Среди других причин срыва поставок - мелководье на реках, а также укороченные сроки навигации. Особенностью северного завоза в арктические районы является то, что львиная доля грузов приходит на железнодорожную станцию города Усть-Кут в Иркутской области. Затем сплавляется вниз по всей длине реки Лена до поселка Тикси. И потом по Северному морскому пути доставляется до рек Анабар, Яна, Индигирка и Колыма и поднимается вверх по этим рекам до конечных пунктов назначения.
В этом году в верховьях Лены свыше месяца наблюдались пониженные уровни воды высотой не более 1,4 метра, и навигация была возможна только посредством малотоннажных судов с неполной загрузкой. Аномальной была и ситуация в летне-осенний период на реке Индигирка, где большую часть навигации уровень воды составлял 0,9 метра.
Кроме этого, усложняют навигацию и мелководные устья рек. В регионе существует проблема изношенности флота и нехватки дноуглубительной техники. Нынешним летом маломощное судно на Индигирке не смогло прорыть судоходный канал. В результате теплоходы с грузами полтора месяца простояли на морском участке, а потом были вынуждены разгрузиться почти на тысячу километров западнее - в устье Яны. При этом теплоходы, которые прорвались из реки в море, не смогли подняться по Индигирке и вмерзли в лед. Освободить их изо льда удастся не раньше июня. Предварительные потери от неудавшейся навигации в этом году и дополнительные затраты оценивают в 900 миллионов рублей.
Какие альтернативы есть у северного завоза?
Если доставить необходимые товары невозможно морским или речным путем¸ северный завоз осуществляют регулярными авиарейсами и вертолетами, а недостающий запас топливно-энергетических ресурсов завозят после открытия зимников - дорог, эксплуатация которых возможна лишь при минусовых температурах. В этом году планируют искусственно наморозить около двух тысяч километров ледовых дорог. Из-за срыва поставок основная нагрузка ляжет на эти дороги, что, несомненно, приведет к резкому удорожанию продуктов, ведь автомобильные перевозки значительно дороже речных. Себестоимость завоза авиатранспортом составляет 283 рублей за килограмм.
Цены на продукты в районах Севера
Эксперты утверждают, что проблемы с северным завозом не должны повлиять на цены на топливо и продукты, поскольку они де-факто дотируются и устанавливаются государством. Подрядные организации не имеют права повышать цены без согласования с местными властями. В ряде СМИ уже появилась информация о росте цен на продукты, очередях и даже драках в магазинах между жителями, напуганными дефицитом товаров, а также о замерзающих без топлива поселках. Местные власти эту информацию опровергают и утверждают, что предпринимают достаточные меры для исправления ситуации, на что из бюджета республики Якутия-Саха дополнительно выделено около 1 миллиарда рублей.
Паника на фоне возникшего дефицита привела к всплеску цен на продукты в нескольких районах. В Якутии резко возросли цены на крупы, хлеб, молочные продукты, в частности, литр молока стоит 137 рублей, одно яйцо - 16 рублей, килограмм картошки - 180 рублей. На Чукотке цены еще выше: молоко - 180 рублей за литр, морковь - 340 рублей, лук - 380, огурцы - 420, чеснок - 550, перец красный острый – 850. Лимон - 420, слива - 400, апельсины - 430, мандарины - 510 рублей килограмм, шоколадные конфеты от 400 до 850 рублей за килограмм. Колбаса ливерная - 210, сервелат - от 800 до 1000 рублей за килограмм.
Впрочем, цены на продукты питания в отдаленных районах России всегда были выше, даже зимой (летом, «в сезон», разница в цене на овощи и фрукты может достигать нескольких раз). Ниже приведена сравнительная таблица цен на отдельные продукты питания в нескольких регионах (в т.ч. в Якутии и Ненецком АО) на февраль 2013 года согласно данным Федеральной службы государственной статистики:
Респуб- лика Саха (Якутия) |
Ненец- кий автоном- ный округ |
Централь- ный федераль- ный округ |
Южный федераль- ный округ (с 2010 года) |
Приволж- ский федераль- ный округ |
Сверд- ловская область |
Новоси- бирская область |
|
Масло сливоч- ное, кг |
309,8 | 444,74 | 284,76 | 222,43 | 235,75 | 301,7 | 256,02 |
Масло подсол- нечное, кг |
102,11 | 112,19 | 79,2 | 74,05 | 74,44 | 84,41 | 77,74 |
Молоко питьевое цельное пастеризо- |
50,79 | 82,63 | 34,34 | 32,26 | 29,77 | 33,13 | 35,03 |
Сметана, кг |
217 | 267,4 | 134,78 | 110,23 | 110,35 | 136,56 | 97,5 |
Смеси сухие молочные для детского питания, кг |
812,89 | 766,38 | 542,99 | 549,99 | 577,28 | 749,06 | 672,58 |
Соки фруктовые, л |
73,09 | 94,06 | 58,16 | 55,32 | 49,81 | 52,52 | 54,76 |
Яйца куриные, 10 шт. |
67,85 | 73,89 | 45,62 | 41,79 | 40,11 | 43,22 | 38,88 |
Сахар-песок, кг | 50,88 | 64,15 | 30,97 | 29,19 | 29,29 | 31,37 | 33,41 |
Соль поварен- ная пище- вая, кг |
21,33 | 31,29 | 11,28 | 9,99 | 9,63 | 10,1 | 9,7 |
Хлеб и булочные изделия из пшенич- ной муки высшего сорта, кг |
60,83 | 64,85 | 50,77 | 46,73 | 47,97 | 55,04 | 88 |
Крупа гречневая-ядрица, кг | 55,84 | 100,86 | 42,44 | 40,28 | 34,03 | 47,66 | 41,67 |
Картофель, кг |
42,75 | 52,88 | 16,96 | 18,07 | 15,49 | 18,46 | 23,44 |
Капуста белокочан- ная свежая, кг |
42,47 | 56,43 | 17,64 | 17,43 | 16,42 | 19,83 | 19,97 |
Морковь, кг |
68,23 | 74,15 | 29,12 | 22 | 21,83 | 27,02 | 26,79 |
Огурцы свежие, кг | 158,01 | 202,63 | 119,92 | 116,04 | 130,79 | 153,19 | 170,65 |
Помидо- ры свежие, кг |
134,01 | 217,73 | 103,51 | 92,87 | 103,92 | 114,29 | 147,31 |
Яблоки, кг |
110,04 | 123,4 | 65,33 | 49,89 | 52,75 | 68,41 | 74,32 |
Апельси- ны, кг |
119,94 | 116,87 | 62,26 | 51,5 | 53,49 | 56,09 | 66,54 |