Прежде всего, отметим, кто может быть усыновителем:
- дееспособные граждане;
- как семейная пара, так и мужчина или женщина, не состоящие в браке;
- не судимые за тяжкие и особо тяжкие преступления;
- имеющие доход, обеспечивающий прожиточный минимум на каждого члена семьи, включая усыновляемого ребёнка;
- имеющие постоянное место жительства (жильё должно отвечать санитарным требованиям);
- не имеющие серьёзных заболеваний, затрудняющих выполнение родительских обязанностей.
Если вы соответствуете этим критериям и решили усыновить ребёнка, то начать следует со сбора документов (подробный список и сроки действия мы приводим ниже) и записи на курсы в Школе приёмных родителей (ШПР). Эти два процесса могут проходить параллельно: сбор документов может занять от 7 до 60 дней, а обучение в ШПР — до полутора месяцев.
После предоставления пакета документов в орган опеки вам необходимо будет дождаться заключения о возможности взять ребёнка (выдаётся спустя 15 дней). Поиск ребёнка вы можете вести как самостоятельно через Федеральный банк данных о детях-сиротах или базу видеоанкет детей-сирот, так и через органы опеки по месту жительства или Регионального оператора ГБД о детях-сиротах.
Получив информацию о ребёнке и документ-направление на его посещение (срок действия — 10 дней с момента выдачи), вы можете познакомиться с малышом в детском учреждении. При необходимости на этом этапе допускается возможность проведения независимого медицинского обследования ребёнка.
После того как решение взять ребёнка в семью принято, вам следует подать заявление в суд об усыновлении, приложив пакет документов. Судебное решение выносится не позднее 2 месяцев с момента подачи заявления. Решение суда вступает в силу в течение 10 дней с момента его вынесения.
Усыновители обязаны лично забрать ребёнка из детского учреждения, предъявив согласие суда, и зарегистрировать усыновление в органах ЗАГС.
Все необходимые для усыновления шаги наглядно показаны в нашей инфографике. Подготовлена она при поддержке благотворительного фонда «Измени одну жизнь».
Список документов, подаваемых в орган опеки:
1) краткая автобиография;
2) справка с места работы с указанием должности и зарплаты либо копия декларации о доходах;
Читайте также: | |
---|---|
3) копия финансового лицевого счёта и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
4) справка органов внутренних дел об отсутствии судимости;
5) медицинское заключение о состоянии здоровья;
6) копия свидетельства о браке (если состоят в браке);
7) копия свидетельства о прохождении курса в Школе приёмных родителей (для всех, кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями);
8) копия пенсионного удостоверения.
Документы, указанные в пунктах 2–4, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья — в течение 6 месяцев.