Существуют ли рай и ад?

Категория:  Ответы Вопрос-ответ из газеты: АиФ №48 27/11/2013

Существуют ли рай и ад?

   
   
Ответ редакции

Алексий Уминский, протоиерей, духовник Свято-Владимирской православной гимназии, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, ведущий телепередачи «Православная энциклопедия»:

Когда Христа спросили, скоро ли придёт Царство Небесное, где это Царство Небесное, Он ответил: «Царство Небесное внутри вас». 

Царство Небесное - это где моя мама? Царство Небесное - это там, где я буду со своей женой и со своими детьми? Царство Небесное - это то место, где Христос, которого я знаю и в жизни, не видев в лицо никогда глазами, в какой-то момент моё сердце вот так очень сладко, болезненно пронзил, и я уже не могу его успокоить? Если вот это, то да. Я хочу туда, и у меня, в общем, никаких вопросов нет. 

Данте и Беатриче на берегах Леты. Кристобаль Рохас (Венесуэла), 1889. Фото: Commons.wikimedia.org

Потому что, если там главные вещи, которые дер­жат меня сейчас на Земле и ради которых мне, в общем-то, хочется жить, потому что жить в этом мире, оглядываясь вокруг себя и читая сводки новостей, не очень хочется. Хочется здесь жить только потому, что в этом мире есть любовь, возможность любить и возможность своей любовью с кем-то поделиться. Когда эти вещи твоё сердце наполняют настолько, насколько могут наполнить, это значит, что в твоём сердце потихоньку рождается это Царство Небесное. Значит, ты уже к нему можешь быть готов потихоньку. Это значит, что в какой-то момент ты можешь уже не бояться смерти, потому что смерть для тебя уже не имеет никого значения.

Ад. Сандро Боттичелли (Ватиканская апостольская библиотека). Фото: Commons.wikimedia.org

А может быть ровно наоборот - когда я на всё смотрю и всё пожираю. Это ад, потому что это свойство ада - пожирать. Свойство Божие - всё время делиться. Делить себя, раздавать себя, отдавать, а свойство ада - всё время пожирать. И если я живу пожирающим, жру, жру, жру, то в конечном итоге здесь будет ад. И от него никуда не деться, кроме как громче включить музыку, глубже наушники в себя вдавить, какие-то фаеры, дискотеки - чтобы блистало, шумело, чтобы я ни в коем случае сам с собой не остался, чтобы не быть мучимым этим состоянием. Потому что, когда начинаешь жрать, всё время не хватает, и тогда таким ты остаёшься навсегда. Вот так жить не хочется.