Как вырастить гения?
Лаской или таской? Тяжёлым прессингом, стоя за плечами у любимого чада? Или раскрыть ладони, предоставив полную свободу действий?
Могу ответить словами Людовика XIV: «Я для искусства сделал всё, что мог, - я ему не мешал!» Так вот, я Денису тоже не мешал. И это, по-моему, главное. Понимаете, этот дар - ощущение музыки, гармонии - ведь даётся свыше. Воспитать это невозможно, как бы родители этого ни хотели. А вот развить данное Богом - да, можно. Только сперва нужно внимательно к ребёнку присмотреться - что ему интересно. Мы с супругой сами музыканты и знаем: это очень тяжёлый путь, который не каждому дано осилить. Когда мы поняли, что сын в этом деле тоже что-то соображает (Денису тогда было года 3), мы решили его музыкой увлечь. Как? Игрой! Поэтому Денис никогда не считал, что занятия музыкой - это какая-то тяжёлая обязанность. Он долго был уверен, что все дети умеют играть на рояле, - настолько естественно для него это было. Конечно же, я ему подсказывал, в каком направлении двигаться, мы с ним много разговаривали.
Расскажу один случай: Денису было, наверное, лет 12. Мы были в гостях. Окна были открыты. Во дворе на лавочках сидела компания каких-то мальчишек... Денис сыграл знаменитый «Марш Монтекки и Капулетти» Прокофьева. И вдруг с улицы донёсся мальчишеский голос: «Ну-ка, давай ещё раз!» И я ему шутя сказал: «Слушай, значит, что-то есть в твоей музыке, если тебя даже такая аудитория оценила!» Мы старались с ним именно так общаться: с юмором, превращая занятия в игру. И он радовался каждой возможности сыграть, потому что музыка у него ассоциировалась с удовольствием. Я старался выстраивать с Денисом дружеские отношения. Но контролировали, следили за тем, как он формируется, как складываются его занятия с педагогами. Да и за своими поступками старался следить - он ведь смотрел на меня, оценивал... И всё понимал.