Такая ситуация сложилась в последние годы, когда две самые крупные российские компании - «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк» - были куплены американской фирмой «ПепсиКо» и французским «Даноном».
«В России вырабатывается почти 32 млн тонн сырого молока в год, примерно половина используется самими крестьянами в личных целях, вторая поступает на переработку на предприятия. Из этих 16 млн тонн две упоминаемые компании получают примерно 23-24%. По антимонопольному закону их доля не должна превышать 35%, они в эту норму укладываются. И антимонопольная служба дала разрешение на эти сделки. Конечно, обе компании очень активны в продвижении своих брендов. Прежде всего это йогурты, десерты, детское питание и другие так называемые нетрадиционные продукты. Всё это - изделия, дающие более высокую прибыль, в отличие от традиционных продуктов: молока, кефира, ряженки, творога (глобальные компании их тоже производят). Последние имеют социальное значение, более дёшевы, рентабельность их производства невелика. Так сложилось, что ими в основном занимаются отечественные компании. И им тоже принадлежит значительная доля на рынке, особенно традиционных продуктов.
Хотим мы или нет, но глобализация идёт, и такие случаи не единичны. Например, в торговых сетях доля иностранных компаний ещё выше. Поскольку «ПепсиКо» и «Данон» нанимают наших рабочих, платят налоги в России, я их воспринимаю как российских производителей. Насколько сильно их влияние? В нашем союзе из 17 членов в совете директоров им принадлежат два места. Федеральные субсидии идут исключительно с/х производителям, а не переработчикам молока. По-моему, главная беда в том, что у нас нет третьей силы - кооператоров, объединяющих и производство сырого молока, и его переработку. Пока наши фермеры и сельское хозяйство действуют индивидуально, их влияние слабое. Многие даже прекращают производить молоко, в этом году его надоили на 1 млн тонн меньше. Причина? Нервозность и нестабильность в господдержке. Нам необходимо изменить закон о кооперации и осуществлять господдержку через кооперативы тоже, как это делают во многих странах. И это только укрепит отечественную молочную промышленность».
Ситуация с другими продуктами у нас схожа (см. таблицу), из 10 самых крупных продуктовых компаний в нашей стране только три отечественные, и их общая доля всего около 4%.
10 самых влиятельных компаний на рынке продуктов России (по данным журнала PLoS Medicine, 2012) |
|
Компания | Доля на рынке продуктов, % |
«Вимм-Билль-Данн» (группа «ПепсиКо», США) | 4,7 |
«Данон» (Франция) | 4,3 |
«Нестле» (Швейцария) | 2,8 |
«Объединённые кондитеры» (Россия) | 2,3 |
«Марс» (США) | 2,1 |
«Крафт Фудс» (США) | 1,7 |
«Юнилевер» (Англия - Голландия) | 1,2 |
«Валио» (Финляндия) | 1,1 |
Черкизовский АПК (Россия) | 0,9 |
АПГ «Юг Руси» (Россия) | 0,9 |